Педант (от франц. pédant «учитель», из итал. pedante «учитель», восходящему к лат. paedagogans (paedagogantem) «преподающий», из гл. paedagogare, от др.-греч. παιδαγωγας «воспитатель, наставник») —
1) устар. учитель, наставник (обычно строгий и дотошный);
2) человек, отличающийся преувеличенной аккуратностью, приверженный к порядку до мелочей, излишне строгий в отношении формальностей.
Педантизм — 1) поведение или образ мыслей педанта (2);
2) точность в определенных моментах, навязываемая собеседнику;
3) стилистически излишняя, раздражающая аудиторию, точность и обстоятельность в высказывании, речи.
Цитаты из классики:
«В ином деле нельзя не быть педантом: малейшая неточность портит все» (В.И. Даль).
«Он был до педантизма исполнителен в своих обязанностях» (Л. Толстой).
Об определении Я.Н. Колубовского
Часто в Интернете сочувственно цитируется определение педантизма, данное более ста лет назад в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отечественным историком философии и педагогом Яковом Николаевичем Колубовским (1863 — сер. 30-х гг.(?)):
«Педантизм (от итал. pedare, воспитывать) — явление, встречающееся в различных областях жизни, но чаще всего сопровождающее ученость и педагогическую деятельность. Педант — человек, из-за формы упускающий из виду содержание, ревниво соблюдающий привычный порядок в мелочах и совершенно замкнувшийся от умственного развития и движения вперед. В школе педантизм является истинною язвою, внося безжизненность в живое дело и внушая ученикам отвращение к школе. Среди школьных педантов еще не так давно систематически практиковались телесные наказания. Лучшая гарантия против педантизма — подъем образовательного ценза среди учителей. Только человек с хорошим общим образованием может без труда избегнуть мертвящего формализма, часто вырождающегося в педантизм с его мелочностью».
Любопытно, что сам Я.Н. Колубовский характеризуется современниками и историками философии как скрупулезный и дотошный знаток текстов и публикаций, «библиограф русской философии в лучшем значении этого слова, так как все реферируемое им подвергалось предварительно тщательному изучению» [1], т.е. подпадает под общее определение педанта.
Односторонне-негативистское истолкование педантизма Колубовским неразрывно связано с вольномыслием интеллигенции и части профессуры во 2-й пол. XIX — нач. XX вв., оппозиционно относившихся к правопорядку Российской империи и сочувствовавших революционному движению. Так, еще В.Г. Белинский написал уничижительный очерк «Педант» о писателе В.С. Шевырёве, который, даже по мнению советской критики, заслуживал гораздо более глубокой и серьезной оценки.
Ярлык «педантизма» при этом часто навешивался на сторонников методичности и постепенности в деле социальных реформ, на специалистов, отрицавших импровизационные методы преобразований с использованием динамических социально-психологических настроений народных масс и социального давления на правительственные структуры, вплоть до применения вооруженных и террористических методов борьбы. При этом педантизм противопоставлялся «живому творчеству масс».
Обвинения в педантизме — общее место в словоупотреблении лидера большевиков В.И. Ленина, например: «тот не революционер, тот не освободил себя от педантства буржуазной интеллигенции, тот на деле окажется постоянно скатывающимся в лагерь контрреволюционной буржуазии, как наши правые эсеры, меньшевики и даже (хотя и реже) левые эсеры... Обвинять нас в “разрушении” промышленности или в “терроре” значит лицемерить или обнаруживать тупое педантство, неспособность понять основные условия той бешеной, обостренной до крайности классовой борьбы, которая называется революцией... Пусть педанты или люди, неизлечимо напичканные буржуазно-демократическими, или парламентарными, предрассудками, недоуменно качают головой по поводу наших Совдепов, останавливаясь, например, на отсутствии прямых выборов. Эти люди ничего не забыли и ничему не научились за время великих переворотов 1914—1918 годов». — Письмо к американским рабочим [2]).
Источники и дополнительная информация: