Определение мотивации
Мотивация (от лат. moveo — двигаю) — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности.
Мотивация — это внутреннее состояние человека, неразрывно связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь — это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие.
Психологический мотив — это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.
Мотив — побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивы бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами. Внешние мотивы называются стимулами, стимулы могут быть материальными или нематериальными.
Виды мотивации
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Часто внешние мотивы называют стимулами, т.к. их целью является стимулирование определенных действий или определенного поведения субъекта. Например: прибыль является стимулом (внешним мотивом) для организации бизнеса. Или возможность получения жилья является стимулом для продолжения работы на определенной должности в течении определенного промежутка времени и т.д.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности или внутренними мотивами субъекта, так же могут называться побудительными мотивами или побуждениями. Например: человек спасший утопающего вряд ли в тот момент думал о награде, скорее его побудило к действию желание помочь, другому человеку, понятие долга, мужество.
Положительная мотивация (позитивная) — основана на положительных стимулах, часто ее называют стимулированием, т.е. создание положительных стимулов для достижения определенных целей, таких как повышение производительности, повышение эффективности, повышение объемов продаж, реализация остатков и т.д. Формами положительной мотивации являются: премии, бонусы, надбавки, возможность вовлечения рабочих в процессы управления, награждение, похвала и т.д.
Отрицательная мотивация (негативная) — основана на отрицательных стимулах. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Формы негативной мотивации разнообразны: вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т.п.); материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии); социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм); лишение свободы; физическое наказание. Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.
Устойчивая мотивация — основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Неустойчивая мотивация — постоянно требует дополнительного подкрепления.
Основными функциями мотивации являются:
- Побуждение к действию. Выявление мотивов, которые заставляют человека действовать. Мотивы — это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность.
- Направление деятельности. Другими словами человек определяет, как именно он сможет добиться поставленной цели и удовлетворить определенную потребность.
- Контроль и поддержание поведения направленного на достижение цели. Когда цель и пути ее достижения определены, человек в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать с их учетом. Т.е. если цель зарабатывание денег, то все поставленные задачи и потенциальные возможности будут им рассматриваться с позиции зарабатывания денег.
Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:
- оценить потребности работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям.
- определить те факторы, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.
- выработать такие меры воздействия, которые способствуют высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к выполняемой работе и к организации.
- воздействовать на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.
- оценить эффективность выбранных мер воздействия и корректировать их в случае необходимости.
Более полно понять воздействие и принципы мотивации поможет рассмотрение основных содержательных и процессуальных теорий мотивации, а также основных методов стимулирования и принципов мотивации, разделенных на экономические и не экономические, которые в свою очередь включают в себя социальные, моральные и психологические.
Теории мотивации
Теории мотивации в зависимости от предмета анализа разделяют на три главных направления:
- Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относится, например, «XY-теория» (автор Дуглас Мак-Грегор).
- Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф.Герцберга.
- Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теория мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.
Источники и дополнительная информация: