Коучер (Коуч) — это персональный тренер, который сопровождает клиента в поиске своей результативности. Он помогает понять, каких навыков не хватает и как их наработать. Помогает рассматривать ситуации и принимать решения, помогает освоить новый опыт. Метод коучинга (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консалтинга и тренинга; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации.) полезен как в профессиональной сфере, так и в обычной жизни. Людям бизнеса он помогает лучше понять себя, выстроить карьеру, мотивировать подчиненных, научиться правильно, планировать рабочее время, быстро ориентироваться в ситуации, принимать решения. А обычному человеку — решить конкретную задачу, с которой тот сам не может справиться, например, на «отлично» сдать экзамены, уладить конфликт. Коучер не принимает решение за клиента и не дает наставлений: «Делайте так-то и так-то». Он помогает уточнить цель, принять верное для данных обстоятельств решение, выработать эффективную и гибкую стратегию поведения для подобных ситуаций в будущем.
Характеристики
- виды труда — управление / обслуживание / контроль;
- врофессиональная направленность — человек — человек / человек — знак;
- сферы деятельности — управление / обслуживание / бизнес;
- сферы труда — человек.
Должностные обязанности
Прежде всего, коучер должен уметь сохранять непредвзятое отношение к людям. Уметь слушать и при этом проявлять искренний интерес к общению. Быть готовым к конфронтации ради достижения клиентом своей цели. Сохранять нравственный нейтралитет и соблюдать конфиденциальность. Список профессиональных обязанностей этого специалиста выглядит более чем солидно. И, действительно, коучеры — это элита. Коучер, как правило, является специалистом, работающим по заказу. Срок его деятельности в одной компании редко превышает 3-6 месяцев. Но за это время ему приходится трудиться действительно «в поте лица своего». Классическая ситуация, в которой прибегают к профессионализму коучеров выглядит примерно так: прибыль предприятия резко понизилась, и руководители точно знают, что это связано не с происками конкурентов, а с какими-то сбоями и проблемами в работе персонала. Коучер должен провести беседы с руководящим составом, рядовыми работниками, возможно, организовать мониторинг и на основании собранной информации, разработать стратегию решения проблемы: кого-то уволить, кого-то поощрить, провести специальные тренинги, а в случае крайней необходимости — даже полностью заменить персонал. По словам самих профессионалов, коучер — это «нянька руководителя, достаточно «продвинутого», чтобы понимать, что он не Бог».
Профессионально важные качества
- хорошо развитые коммуникативные способности;
- тактичность;
- чувство ответственности;
- умение сопереживать;
- наблюдательность;
- аналитический ум;
- эмоциональная устойчивость;
- развитая словесно-логическая и образная память;
- внимательность.
Квалификационные требования
В России не существует вузов, выпускающих специалистов данного профиля. Для того, чтобы стать коучером, вам придется получить высшее образование психолога, социолога или менеджера, но главное — приобрести опыт работы на, так сказать, подготовительной должности менеджера по персоналу.
Источники: