Го (другое название - иго) - настольная игра. В нее играют два игрока, для игры используется доска с нанесенными на нее 19 вертикальными и 19 горизонтальными линиями. Их пересечение образует 361 поле для игры. Девять пересечений специально отмечены маленькими точками, называемыми хоси (звездами). Они служат для ориентации партнеров, а также используются в качестве позиций для камней - гандикапов при официальных состязаниях. Во время игры на поля постепенно выставляется 361 черная и белая фишки-камни. Побеждает тот, кто сумеет захватить наибольшую площадь доски и вытеснить с нее соперника или взять его фигуры в плен. Количество вариантов в такой игре составляет 10 в степени 750. Современные компьютеры не справляются с задачей составления программы, способной просчитать такое количество вариантов. Разумеется, не может сделать этого и человек, но в Го это и не требуется. В го необходимо очень тонко чувствовать ситуацию и, ориентируясь на свое интеллектуальное чутье, развивать стратегическую линию игры.
Лишь четыре основных правила необходимы для описания Го, причем второе содержит главную предпосылку игры:
1) два партнера (черные и белые) поочередно выставляют свои камни на незанятые пересечения линий на доске, первый ход делают черные; раз выставленным камнем больше ходить нельзя (при захвате его противником он убирается с доски);
2) если камень или группа камней оказываются полностью окруженными камнями противника при отсутствии свободных пересечений в границах окруженного пространства, они считаются захваченными, убираются с доски и удерживаются противником;
3) каждый захваченный камень или окруженное пересечение засчитываются за одно очко (в Китае засчитываются и камни, остающиеся на доске);
4) если ход одного из партнеров может привести к отмене предыдущего хода противника, партнеру надлежит воздерживаться от этого хода до совершения других ходов (эта позиция именуется ко, и смысл ее - в предотвращении тупиковых ситуаций в виде нескончаемого повторения ходов).
Игра заканчивается, когда все камни оказываются размещенными на пересечениях или когда возможности захвата дополнительной территории или камней противника оказываются исчерпанными. В этот момент все захваченные камни устанавливаются на свободных пересечениях у противника, и игрок с наибольшим количеством таких пересечений под своим контролем объявляется победителем.
История
Судя по одним историческим материалам, Го зародилась в древнем Китае, авторы других считают местом ее появления Индию, где ранние формы шахмат были известны более чем четыре тысячи лет тому назад. В то время как шахматы широко распространились на Западе и Востоке (восточная версия именуется в Японии сёги и основывается на несколько иных правилах по сравнению с западной), го вплоть до недавнего времени пользовалась популярностью только в Китае (там эта игра известна под названием вейци или вейти), Корее (падук) и Японии. Довольно трудно понять, почему го не распространилась более широко раньше, так как многие характеризуют ее как самую интеллектуальную игру в мире, а многие поклонники в Японии считают ее подлинным искусством.
Одна из легенд приписывает изобретение Го императорскому вассалу по имени Ву в древнем Китае, и произошло это, возможно, четыре тысячи лет тому назад, но, согласно другим сведениям, родиной игры, как указывалось выше, является Индия. В V илиVI веках китайские миссионеры принесли го сначала в Корею, а затем и в Японию. Старейшая доска для игры выставлена в хранилище Сёсоин в Нара. Сама игра упоминается в "Повести о Гэндзи", написанной в XI в.
Современная история Го начинается в 1612 г., когда токугавский сёгунат учредил четыре школы для изучения ее тонкостей : Хонъимбо, Хаяси, Иноуэ и Ясуи. Проводились жаркие поединки с целью определения лучшего игрока, который получал звание годокоро. Ежегодные официальные состязания (осирого) устраивались в присутствии сёгуна в его Эдоском замке. Досаку, Хонъимбо IV, был самым выдающимся игроком раннего периода модернизации, и к нему обращались как «святому игры Го»). Для профессиональных игроков в го реставрация Мэйдзи (1868) обозначила наступление тяжелых времен, т.к. правительство отменило выплачивавшиеся им ранее стипендии. В эпоху Мэйдзи (1868 - 1912) ведущие профессионалы организовали исследовательскую группу под названием Хоэнся, а в 1924 г. была учреждена Японская ассоциация Го. Отмечая это событие Сюсай, Хонъимбо XXI (1874 - 1940) передал Ассоциации право присваивать звание Хонъимбо победителям регулярных соревнований. В 30 - х годах Китани Минору (1909 - 1975) и Ву Цин - юань (!914 - ) изобрели новый тип фусэки (дебютная теория). Такагава Каку (1915 - 1986) и Саката Эйо (1920 - ) были выдающимися игроками послевоенного периода. Их эстафета была подхвачена такими мастерами, как Отакэ Хидэо, Като Масао, Исида Ёсио, Такэмия Масаки, Кобаяси Коити и др.
В Японии миллионы фанатов Го, но лишь около четырехсот профессионалов. Любители ранжируются по начальным девяти степеням (кю), причем девятая считается низшей. За степенями следуют ранги, - от первого (сёдан) до шестого (рокудан), - обычно наивысшего для этой категории игроков. Небольшое количество любителей, обладающих седьмым рангом (нанадан), играют в силу профессионалов, имеющих начальный профессиональный ранг (сёдан). Высшим профессиональным рангом является девятый (кудан). Ранги используются для определения гандикапов на официальных соревнованиях - каждый ранг представляет гандикап в один камень для любителей и одну треть камня для профессионалов. Присвоение более высоких рангов базируется на основе итогов официальных соревнований. Газеты спонсируют регулярные соревнования под такими названиями, как Кисэй, Мэйдзин, Хонъимбо, Дзюдан, Тэнгэн и Одза. Профессионалы живут на призовые деньги, которые предоставляются устроителями.
Го медленно, но неуклонно распространяется по Западному миру. Существенный вклад в интернационализацию игры внес бывший Хонъимбо Ивамото Каору. В 1982 г. в Токио была учреждена Международная Федерация го. К концу XX в. ассоциации го функционировали в 35 странах. Совокупное членство в них достигало 13 млн. человек.
Источники:
- www.ru.emb-japan.go.jp/ABOUT/CULTURE/go.html;
- www.japantoday.ru/japanaz/g14.shtml.
Ссылки:
- Сайт об игре Го (разделы: первоисточники - учебные материалы; игра в интернете - в разделе рассказывается об основных игровых серверах и программах для ведения игры; куда пойти еще - ссылки на другие ресурсы и дополнительные разделы; форум по игре Го);
- Интерактивное введение в Го;
- Виртуальный Го-Клуб;
- Школа Вейчи Кирилла Некрасова - подробное и методически продуманное введение в Вейчи (на сайте используется китайская терминология);
- Го4Го - ежедневные партии профессионалов и любителей с комментариями Александра Динерштейна (на английском); партии можно скачивать, смотреть он-лайн или рапечатывать;
- Где в интернете можно почитать правила игры Го? (genon).