Рояль (от французского royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино.
Рояль состоит из корпуса (ящика), в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, звучащие при ударе молоточками, приводимыми в движение клавишами. Посредством трех педалей можно:
- удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая);
- ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы);
- удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщепленной клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя).
Конструкция
Футор — основной опорный узел фортепиано, наряду с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. Массивная деревянная рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса.
Чугунная рама фортепиано — это цельная чугунная отливка сложного решетчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн. В передней части рама имеет порожки или особые винты аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями.
Аграф — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора.
Форбаум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк.
Вирбельбанк — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано).
Фусклец — опорный брус для крепления ножки рояля.
Каподастр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.
Панцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка.
Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы: беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклееный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны. Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было-её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца.
Штульрама — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.
Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.
Струнный штапик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.
История
Впервые фортепиано крыловидной формы изготовил в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори — придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи во Флоренции. Однако, до конца XVIII века такие инструменты были несовершенны и проигрывали в соревновании с клавесином и клавикордом. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрестное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается бурное фабричное производство в Европе, Америке и России. Рояль становится "королем" музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: литой деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.
Классификация
По длине корпуса и качеству звучания рояли подразделяются на:
- большие концертные длиной свыше 270 cм — максимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в больших и средних залах, ансамбли с большим симфоническим оркестром, студийная звукозапись;
- малые концертные длиной 225-250 cм — большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в средних залах, ансамбли малых составов, студийная звукозапись;
- салонные длиной 200-220 cм — большой диапазон тембра, длительности и и выразительности звучания. Назначение: концертное и любительское исполнение в музыкальных гостиных (салонах) и в малых залах, обучение фортепианному искусству;
- кабинетные длиной 180-195 cм — средний диапазон тембра, длительности и и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству;
- малые кабинетные длиной 160-175 cм — малый диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству;
- миниатюрные миньон длиной 140-155 cм — минимальный диапазон тембра, длительности и и выразительности звучания. Назначение: удовлетворение рыночного спроса на инструменты малых размеров.
Примечание: в большинстве случаев номер модели рояля — это его длина в сантиметрах или дюймах.
Рейтинг роялей
По уровню качества производства, красоты звука, игровых свойств и надежности рояли подразделяются на следующие классы:
- Премиум-класс (элита): C.Bechstein (Зайфхеннерсдорф, Германия), Steinway & Sons (Нью-Йорк, США и Гамбург, Германия), Bosendorfer (Нойштадт, Австрия), Fazioli (Сачиле, Италия).
- Высокий класс: Bechstein Academy (Германия), Seiler (Германия), Bosendorfer Conservatory (Австрия), Bluthner (Германия), Yamaha (концертные рояли, Япония), Grotrian Steinweg (Германия)
- Средний класс: W.Hoffmann (Чехия), Eduard Seiler и Johannes Seiler (Германия), August Forster (Германия), Sauter (Германия), Schimmel (Германия), Ronisch (Германия), Boston (фабрика Kawai, Япония), Steingraeber & Sohne (Германия), Yamaha (некоторые модели, Япония), Shigeru Kawai (концертные рояли, Япония), K.Kawai (некоторые модели, Япония), Samick (концертные - Южная Корея), Pramberger (Южная Корея).
- Потребительский класс: Petrof (Чехия), Vogel (Польша), Samick (Южная Корея), Kohler & Campbell (Samick Music Corp., Южная Корея), Sohmer & Co. (Samick Music Corp., Южная Корея), Wm.Knabe & Co. (Samick Music Corp., Южная Корея), Bohemia (Чехия), Haessler (Индонезия, сборка Германия), Yamaha (Индонезия), Kawai (Kawai Indonesia PT, Индонезия), Brodmann (модели VE, Китай, сборка Австрия), Euterpe (Индонезия), Young Chang (Южная Корея), Bergman (Южная Корея).
- Низкобюджетный класс: Essex (Pearl River Piano Co.Ltd., Китай), Pearl River (Китай), Ritmuller (Pearl River Piano Co.Ltd., Китай), Irmler (Китай), May Berlin (Китай), Roesler (Китай, сборка Чехия), Weinbach (Китай, сборка Чехия), Wendl & Lung (Ningbo, Китай), Kawai (Beijing Xinghai Musical Instruments Co.Ltd., Китай, Kawai Musical Instruments Ningbo Co.Ltd.,Китай), Goodway (Ханчжоу, Китай), S.Ritter (Goodway Piano Co.Ltd., Китай), Brodmann (модели PE и CE, Китай), Falcone (Китай), Lietuva (Китай), Niemeyer (Китай), Otto Meister (Китай), Carl Ebel (Китай), Weber (Китай), Schumann (Moutrie Piano Co.Ltd.,Китай), Moutrie (Китай), Astor (Китай), Sorbonne (Китай).
Музыкальная ценность
По разнообразию и красоте звука и способности передачи тончайших намерений и индивидуальности исполнителя — рояль один из наиболее совершенных музыкальных инструментов. Фортепианная музыкальная литература колоссальна.
Производители
Наиболее известные производители роялей: Бехштейн (C.Bechstein), Стейнвей и Сыновья (Steinway & Sons), Бёзендорфер (Bosendorfer), Зайлер (Seiler), Блютнер (Bluthner), Ямаха (Yamaha), Аугуст Фёрстер (August Forster), Самик (Samick), Каваи (Kawai).
Наиболее известные российские производители роялей до 1917 года: Шрёдер (C.M.Schroder), Беккер (J.Becker), Мюльбах (F.Muhlbach), Братья Дидерихс (Diederichs Freres).
Источники информации: