Общая информация
Конезавод «Тракенен» (нем. Trakehnen Hauptgestüt) один из конезаводов в Калининградской области, назван так в связи с тем, что был расположен на болотах (в переводе с лит. trakis — «лес у болота»).
В 1732 году король Фридрих Вильгельм Великий даёт указание на создание Королевского Конного Завода, который должен поставлять лошадей для нужд двора и армии. Название земель, на которых расположился конезавод, перешло в навание верховой породы лошадей.
После смерти короля, который не оставил в завещаний указания по заводу, Тракенен переходит в 1786 году в собственность государства. Конезавод просуществавал вплоть до 1945 года, приобретя мировую известность.
Во время Второй мировой войны, Кёнигсберг (Калининград), как и Тракенен были подвергнуты сильной бомбардировке авиацией Союзников, и часть зданий была полностью разрушена. В настоящее время это место называется Ясная Поляна, часть построек перешло в частную собственность, королевские конюшни давно стали телятниками, и лишь ворота с тавром «одного семиконечнного рога лося» и датой основания (1732) и дворец напоминают о былой славе завода.
Большая часть поголовья Тракененского Конезавода была эвакуирована в СССР, в Ростовскую область, Целина, в конезавод им. С. М. Кирова, где эти лошади пережили сложную эвакуацию, акклиматизацию, и в настоящее время, ЗАО Кировский ( к/з им. С. М. Кирова) является крупнейшим конезаводом в мире — репродуктором по разведению Тракененской породы лошадей. С 1997 года в России существует Русская тракененская ассоциация (АТК России), объединившая в себя более 100 заводчиков этой породы.
История становления конозаводческого дела в Тракенене
В первый год своего правления Фридрих Вильгельм издаёт эдикт об улучшении коневодства Пруссии, в котором излагает основные принципы содержания и выращивания лошадей. Для восстановления поголовья из королевской казны выделяются большие суммы на покупку 210 племенных молодых испанских лошадей, а также 269 «простых испанских». Часть лошадей из сохранившихся конюшен была переведена в опустевшие после чумы конюшни восточной Пруссии. К 1730 году в десяти королевских конюшнях стояло 1039 лошадей, в том числе в семи из них 713 племенных кобыл. По совету князя фон Дессау король в 1725 году решил объединить свои конные заводы в одно место. Он лично составил план осушения бывшего ловчего округа литовских князей в заболо-ченной и заросшей кустарниками местности, по которой протекала тихая речка Писса. Под руководством инженера географа с русской фамилией Суходолец (фамилия соответствовала поставленной задаче (сухая долина)) по выполненному им проекту в 1726 году 600 солдат из Мемеля приступили к прокладке каналов и расчистке кустарников. За 6 лет работы был прорыт магистральный Писса – канал протяжённостью в 7 км и целая сеть осушительных каналов на площади 4000 гектар. На осушённых землях началась постройка конюшен, «отличавшихся изящной простотой». Для выполнения необходимых работ на новое место были переселены 60 семей ремесленников и 150 крестьян из Зальцбурга и Франции. Новый завод был назван «Тракенен».
По указу короля от 11.07.1731 года после завершения всех необходимых подготовительных работ из восьми королевских конюшен в Тракенен были сведены 1101 лошадь, в том числе 513 племенных кобыл. По свидетельству И. Домхарта дела в заводе пошли плохо. Большинство лошадей происходило от рыцарских предков, и кровосмешение доходило «до степени не соответствующей правилам улучшения коннозаводства». В первые 10 лет, до 1742 года, в заводе использовались 32 жеребца: 1 неаполитанский, 1 варварийский, 5 английских, 5 розенбургских, 1 тракененский и 19 без происхождения. Из последних : восемь жеребцов имели отметку «розенбургский» и назывались «Неуклюжий», «Большой», «Прекрасный», «Длинная голова», «Толстый», «Тощий» и так далее. Видимо, качество этих лошадей было невысоким. К потомках этих 13 розенбургских лошадей восходил первоначальный состав завода. Через несколько лет осушённые пастбища вновь стали заболачиваться, что привело к недостатку кормов и к большому отходу лошадей. После этого король охладел к своей затее и в 1739 году подарил завод крон - принцу, будущему Фридриху Великому, который сам взялся за наведение порядка в заводе. Он поселился в маленьком домике в Тракенене и занялся коннозаводством. В тот же год он начал обновлять состав жеребцов. Были куплены: английский жеребец Гоке и испанский Рейнсбергер, «оба, прекрасных статей», которые до 18 лет успешно использовались в случке. В подарок от герцога Курляндского был получен серый жеребец Персианер, драгоценный для заводского предназначения», который за 9 лет оставил в заводе большое потомство и стал основателем первой линии. Судя по кличке, он был персидским жеребцом. Так как в то время, было принято давать клички жеребцам по месту их происхождения. Из восточных жеребцов, стоявших в Тракенене, мы находим Арабера, Багдадли, Тегерана, Персера, Йемена и других, названных по месту их приобретения. В 1740 году скончался Фридрих Вильгельм I, и более важные государственные дела отвлекли молодого короля от Тракененского конезавода. В 1742 году король прислал из Богемии 36 жеребцов, 138 кобыл и 107 голов молодняка неаполитанской породы. По словам ландшталмейстера завода фон Браухича эти лошади были «большого роста, с длинными шеями, горбоносые и слабые задом. Порода сия не удовлетворяла заводской цели и вскоре уничтожилась» В 1746 году король прислал ещё 3 богемских жеребцов, но и «они были не лучше первых». Далее, до 1764 года вообще нет сведений об использовании жеребцов, известны только клички некоторых из них, выбывших в период с 1742 по 1749 года без указания происхождения. Известно также, что с 1748 года по 1770 год использовались жеребцы преимущественно без примет, а после стали допускать и с приметами, но, в основном, вороных, то есть племенная работа в этот период была подчинена требованиям и моде королевского двора. Лучшие лошади уходили на продажу в королевские конюшни, а в заводе оставался посредственный материал.
Символ восточно-прусского коневодства
При графе Линденау лошадям верхового типа, рожденным в заводе, на правом бедре стали ставить тавро — семиконечный рог лося. Существует две версии, почему выбор пал именно на лосей. Первая (официальная) — потому что они обитали только в Пруссии, а вторая (неофициальная) — лоси легко передвигаются даже по глубокому снегу и болотам, преодолевая препятствия высотой до двух метров. Селекционеры хотели создать для кавалерии лошадей, обладающих такими же качествами.
С 1815 года тавро «один семиконечный рог лося» стали ставить всем лошадям, рожденным в Тракенене, независимо от их типа.
Влияние Тракененского конного завода на коневодство Восточной Пруссии было огромно. К концу XIX века в крае не было, наверное, ни одной верховой лошади без тракененских предков в родословной. Различия в типе между лошадьми Тракенена и других конных заводов Восточной Пруссии были не так уж велики: практически верховые восточно-прусские лошади были высококровными тракенами. Для восточно-прусских лошадей была открыта своя племенная книга (ее первый том издан в 1890 году), с 1888 года им на левом бедре стали выжигать тавро «двойной семиконечный рог лося».
После Второй мировой войны, когда Тракененский конный завод прекратил свое существование, тавро «двойной семиконечный рог лося» в Германии стали ставить лошадям тракененской породы.
Подборка фотографий конезавода в Тракенене:
Источники:
- ru.wikipedia.org — конезавод «Тракенен»;
- www.loshadi.ru — основание восточно-прусского коннозаводства и конного завода «Тракенен»;
- www.horseworld.ru — статья об историии конезавода в Тракенене (автор Анна Дорофеева — сотрудник ВНИИ коневодства, представитель знаменитой династии конников Дорофеевых).
Дополнительно:
- ru.wikipedia.org — Йохан Фридрих фон Домхардт — ангел-хранитель Королевского конного завода;
- www.horseworld.ru — статья о Советском периоде развитя тракененской породы;
- www.rustrakehner.ru — статья о конезаводе в Тракенене;
- www.sofit.biz — история тракененской породы;
- www.rustrak.ru — статья о конезаводе в Тракенене;
- www.rustrak.ru — публикация Дорофеевой А.В. «Из истории создания Королевского конного завода Тракенен»;
- www.rustrak.ru — публикация Дорофеевой А.В. «Исторические сведения о появлении лошадей тракененской породы на территории России»;
- www.rustrak.ru — «Восточно-прусские пегие лошади тракененского происхождения»;
- www.equestrian.ru — сборник статей: о коннозаводстве Пруссии, эвакуация и последние дни существования Тракенена, лошади конзавода им. Кирова (публикация по материалам Ассоциации Тракененского коневодства России. В сборнике использованы фотографии из архива института коневодства и журнала "Тракенер Хефте")
- www.chernyahovsk.org — статья о праздновании 275 годовщины (2007 г) конезавода в Тракенене (пос. Ясная Поляна);
- www.rustrak.ru — речь Ларса Германна, произнесенная на праздновании 275-летнего юбилея Тракенена (20 сентября 2007 г., Ясная Поляна, Калининградская область)
Дополнительно о тракененской породе лошадей: