Одной из самых оригинальных моделей в истории ГАЗа была машина серии 12, именовавшаяся на протяжении первых семи лет своей жизни ЗиМом.
В мае 1948 года Горьковский автозавод имени Молотова получил правительственное задание на разработку шестиместного легкового автомобиля, которому по комфортабельности, экономичности и динамике предстояло занять промежуточное положение между престижным ЗиС-110 и массовой "Победой" (правда, понятие "массовая" являлось несколько условным применительно к "Победе", стоившей 16 тысяч "тогдашних" рублей и по этой причине остававшейся несбыточной мечтой для 99% граждан СССР).
На все работы, включая выпуск "нулевой" серии, отводилось 29 месяцев — срок, небывалый для нашего автопрома. Чтобы уложиться в него, нужно было либо полностью скопировать аналогичную зарубежную машину (заводу настоятельно предлагался американский Buick), либо создавать свою, максимально используя в ее конструкции имеющиеся на заводе агрегаты, в первую очередь — двигатель. И к чести газовских конструкторов, возглавляемых Андреем Александровичем Липгартом, несмотря на мощный прессинг со стороны руководителей Министерства автопромышленности, был выбран второй вариант. Забегая вперед, отметим, что создателям ЗиМа удалось позаимствовать около 50% деталей двигателя, трансмиссии и ходовой части у выпускавшихся тогда ГАЗ-51 и ГАЗ-20 "Победа".
Седьмого ноября 1949 года первый опытный экземпляр ГАЗ-12 принял участие в праздничной демонстрации в Горьком. Через три месяца — 15 февраля 1950 года — машина, как это было принято, предстала на суд руководителей государства. Автомобиль им понравился, даже Сталин, говорят, не удержался от похвалы.
В октябре же 1950 года (точно в срок!) в Горьком собрали первую промышленную партию машин и начали их серийное производство. Естественно, новый автомобиль в первую очередь направлялся в номенклатурные структуры. Позже, в более простом исполнении — велюровая отделка салона была заменена дерматиновой — машина стала поступать в таксомоторные парки (стоимость проезда в ЗиМе была в полтора раза выше, чем в "Победе", являвшейся тогда нашим основным автомобилем-такси). ЗиМ даже разрешили продавать рядовым гражданам.
--------------------------------
Источники:
www.retro-car.ru - Ретро-автомобили;
gaz-12.ru - сайт о ГАЗ-12 ЗИМ;
forum.allgaz.ru - Автоклуб Все о ГАЗ;
Еще из истории автомобилей:
- genon.ru - Какие есть самые старые автомобили?
- genon.ru - Какой самый дорогой автомобиль в мире?
- genon.ru - Где найти историю создания первого автомобиля?
- genon.ru - Где найти историю создания автомобиля Победа?
- genon.ru - Где в интернете найти информацию по автомобилю ГАЗ-21?
- genon.ru - Когда был выпущен последний автомобиль Форд Т?
- genon.ru - В каком году был прекращен выпуск автобусов ЗИС-8?
- genon.ru - Какого цвета была последняя выпущенная 21-я Волга?
- genon.ru - В каком году появился американский внедорожник Hummer(Хаммер)?
- genon.ru - Где в интернете найти Полный реестр модификаций Волги ГАЗ-21?