Алконост — в византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, живущая в Ирии —славянском раю. Лицо у нее женское, тело птичье, а голос навевает сладкие сны. Услышавший пение Алконоста от восторга забывает обо всем на свете, но зла от нее нет. Согласно легенде, Алконост несет яйца на берегу моря, но не высиживает их, а погружает в морскую пучину. После чего семь дней, пока не вылупятся птенцы, стоит тихая безветренная погода.
Сказание об Алконосте перекликается с древнегреческим мифом об Алкионе. Алкиона («Зимородок») была женой фессалийского царя Кеика. Однажды Кеик («Чайка») не вернулся из морского путешествия, и безутешная Алкиона в отчаянии бросилась со скалы в море. Боги были потрясены случившимся и обратили погибших супругов в зимородка и чайку. С той поры, когда зимородок высиживает яйца (в период зимнего солнцестояния), боги запрещают ветрам поднимать волны, чтобы не смыть гнездо. В это время море безопасно для путешествий.
Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы (Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в.) и лубочным картинкам. Ее название и образ, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где речь идет о зимородке — алкионе, слова славянского текста «алкионъ есть птица морская» превратилось в «алконостъ».
Алконост изображается на русских лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. В некоторых описаниях Алконоста упоминается река Евфраний как место его обитания. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит».
Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Но есть одно существенное отличие: Алконост всегда изображалась с руками. Нередко в руке птицедева держит свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.
Кандидат искусствоведения Е.И. Иткина опровергает сложившееся "у некоторых исследователей, а также в обыденном сознании" устойчивое представление, что "в народном искусстве Сирин — птица радости, а Алконост — птица печали". Исследовательница возводит его к картине В.М.Васнецова "Сирин и Алконост. Песня радости и печали" (1896): "Более ранних образцов противопоставления символики Сирина и Алконоста нам не встречалось, и следовательно, можно считать, что оно пошло не от народного, а от профессионального искусства..."
Источники:
Дополнительно в базе данных Генона: