Идея создания Академии художеств возникла еще при Петре I. В 1725 году в составе открывшейся Академии наук было создано художественное подразделение - гравировальная палата. Ее значение со временем выросло и к середине 18 века Академия уже носила название "наук и художеств". И все-таки потребность в самостоятльном художественном заведении оставалась.
Инициатором создания Академии художеств были ученый Михаил Васильевич Ломоносов и влиятельный фаворит Елизаветы Петровны покровитель искусств граф Иван Иванович Шувалов. В 1757 году Шувалов обратился в Сенат с предложением об учреждении в Российской Империи Академии художеств:
"Науки и художества, без сомнения, почитаются не токмо пользой, но и славой государства. Е.и.в. государь Петр Великий между важнейшими своими предприятиями два дела почитать изволил, чему свидетельствует его собственное к ученым и художникам снисхождение, выписанные иждиваниями славные сего века люди и многие дорогие инструменты, установление Академии наук и художеств, посланные в чужие места люди. Итак, видно, что сей государь великое желание и старание прилагал к распространению в России наук и художеств, но как предел, предписанный человеческой жизни, не допустил видеть зрелые плоды им насажденные, то сколь обязаны вск споспешествованию исполнению дел великого государя и отца истинного отечества <...>
Но как науки не могут быть без художества, будучи столь между собой связаны, столь и польза и слава от их быть может. Мы здесь художеств почти не имеем, ибо нет почти ни одного национального искусного художника. Прчина та, что молодые обучающиеся люди, приступая к сему учению, не имея никакого начала как в иностранных языках, так и в основании некоторых наук, необходимых к художествам, и так, теряя одно время, только одной практикой делают то, что выучат, не могут ничего приобрести сами или совершенным сделать, не имея ничего того, что бы могло способствовать их врожденному дарованию.<...>
Если Правительствующий сенат сие представление заблагорассудит пожаловать на то в год 6 тысяч рублей, то можно здесь, в Петербурге, Академию художеств завести, которая, можно себя льстить, успехи окажет и будет тем ответствовать Правительствующего сената попечению и благоволению".
6 ноября того же года последовал соответствующий правительственный указ:
"Установить академию художеств, которой плоды когда и приведутся в состояние, не только будут славою здешней Империи, но и великою пользою <...>
Сия Академия будет учреждена в Санкт-Петербурге по причине, что лучшие мастера не хотят в Москву ехать, как в надежде иметь от двора работы, так и для лучшего довольствия иностранных здешней жизни <...> На содержание учителей и учеников, так и для нанятого дома потребно на первые годы 6000 рублей <...>"
Шувалов лично возглавил Академию, став ее первым президентом. Пока не было выстроено специального здания, граф предоставил в распоряжение Академии один из своих Петербургских домов.
На первых порах преподавателями в Академии были почти сплошь иностранцы: французы - архитектор Валлен-Деламот, скульптор Жилле и живописец Лагрене, итальянский художник Торелли и другие. По-русски многие из них не говорили, поэтому для общения с ними слушателям приходилось учить учить языки своих наставников.
В 1758 году в Академию было принято 38 воспитанников - 11 дворян и 27 разночинцев. Право обучаться имели все сословия, даже крепостные, получившие разрешения от своих помещиков. Однако дворяне презрительно относились к занятию изобразительным искусством, считая профессию художника сродни ремеслу. Художественно одаренных учеников для Академии поначалу отбирали в гимназии при Московском университете. Среди них оказалось немало будущих знаменитостей - скульптор Федот Шубин, зодчие Василий Баженов и Иван Старов, живописцы Федор Рокотов и Антон Лосенко.
Новое здание Академии
В июле 1765 года в Петербурге на Васильевском острове состоялась торжественная закладка здания Академии художеств. Проходила она с невероятной пышностью в присутствии императрицы и наследника престола. При закладке Екатерина II пожаловала в академики архитектора Баженова, художника Рокотова и присвоила более высокие - профессорские - звания Александру Филипповичу Кокоринову и Жан Батисту Мишелю Валлен-Деламоту. Именно эти два выдающихся зодчих спроектировали здание Академии.
Здание Академии в плане представляет собой замкнутый прямоугольник, внутри которого встроен корпус в виде кольца - "циркуль" - с большим круглым внутренним двором. По всему периметру четырехугольного здания протянулись широкие светлые коридоры с примыкающими к ним учебными и служебными помещениями. Главным этажом Академии считался второй, где располагалось большинство учебных помещений: в "циркуле" - архитектурный и скульптурный классы, в прямоугольном корпусе - живописные. На втором этаже помещались также мастерские, библиотека, зал Совета Академии, музей. Третий этаж был жилым, с комнатами учеников и квартирами преподавателей Академии.
Источники:
- Учителя и ученики (статья)
- "История русской культуры 18-19 вв" (книга)
Сылки по теме:
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств