Пятикнижие Моисеево (др.-евр. Тора — Закон) — 1) Часть Библии; первые пять книг Ветхого завета (в еврейской традиции — ТаНаХа. Иногда в иудаизме Торой называют весь ТаНаХ. В исламе Тора известна как Таурат.
В Пятикнижие Моисеево (Тору) входят следующие книги:
Еврейское название
|
Перевод
|
Русское название
|
Брешит
|
В начале
|
Бытие
|
Шмот
|
Имена
|
Исход
|
Вайикра
|
И воззвал
|
Левит
|
Бемидбар
|
В пустыне
|
Числа
|
Дварим
|
Слова
|
Второзаконие
|
В еврейской традиции книги названы по первым словам, с которых они начинаются.
Иудеи верят, что вся Тора была получена Моисеем (Моше) от Всевышнего на горе Синай. По мнению ряда религиоведов, Пятикнижие создавалась постепенно на протяжении почти тысячи лет. Ее предполагаемыми источниками считаются не дошедшие до нас тексты, условно именуемые Яхвист, Элохист, Жреческий кодекс и т.д. Считается, что в Яхвисте Бог обозначался именем Яхве, а в Элохисте о Боге говорилось во множественном числе (Элохим).
В Коране говорится: «Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха» (Сура «аль-Маида», аят 44).
Сефер-Тора (евр. Книга Закона) — это пергаментный свиток с текстом Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге; он является наиболее священным предметом еврейского религиозного культа. Для его хранения используется срециальный футляр из ткани или дерева, а сам свиток хранится в особом шкафу (Арон кодеш), помещённом на центральном месте в синагоге.
Согласно Талмуду, Всевышний предписывает, чтобы каждый еврей владел свитком Торы. Даже если еврей унаследовал свиток Торы от отца, он, тем не менее, обязан иметь свой собственный свиток. Еврей может заказать свиток Торы у писца или купить готовый свиток, однако «тот, кто пишет Тору сам, как бы получил её на горе Синай». Согласно Талмуду, тот, кто исправил хотя бы одну букву в свитке Торы, как бы написал весь свиток, из чего развился обычай, наделяющий еврея правом символически исполнить заповедь написания собственного свитка Торы. Писец пишет первый и последний параграфы в свитке контуром, и работа завершается церемонией сиюм Тора («Завершение Торы»), на которой каждый из присутствующих удостаивается чести обвести одну из букв по контуру или формально поручить писцу сделать это от его имени.
Со свитком Торы принято обращаться с особым почтением и благоговением. Когда свиток выносят из синагоги, следует вставать; вошло в обычай благоговейно кланяться или целовать футляр Торы, когда свиток проносят рядом. К пергаменту запрещено прикасаться руками, поэтому при чтении свитка пользуются особой указкой, называемой «яд».
Свиток Торы можно продавать только в том случае, если нельзя иначе приобрести средства на женитьбу, учёбу или выкуп пленных. Если свиток случайно упал на пол, община обязана поститься на протяжении всего этого дня. Ради спасения свитка Торы и синагогального ковчега (хранилища свитка) разрешено (и даже предписано) нарушить субботу (шаббат). Перед чтением Торы у сефардов и после чтения у ашкеназов свиток торжественно поднимают вверх, показывают его раскрытым общине, которая при этом произносит: «Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым (Втор. 4:44) по повелению Господа через Моисея».
2) Тора в иудаизме — это совокупность Закона Моисеева и устной традиции. Иудеи верят, что толкование Закона (устная Тора) была получена Моисеем на Синае вместе с письменной Торой. Устные комментарии к Закону Моисееву были столь многочисленными, что во II в. н.э. раввин Иегуда, с целью их сохранения, записал тексты предания. Эта часть устной Торы известна как Мишна. В ней рассматриваются конкретные вопросы — сельское хозяйство, семейная жизнь, уголовное и гражданское право, а также религиозные темы: молитвы, праздники, храмовые службы и условия ритуальной чистоты. Впоследствии раввины дополнили ее множеством иных комментариев, называемых «Гемарра». Совокупность Мишны и комментариев к ней получила название Талмуд.
Источники:
- Статья Тора — Википедия;
- статья Сефер Тора — Википедия;
- статья Пятикнижие — Электронная еврейская энциклопедия;
- Новейший словарь религиоведения/Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. ISBN 978-5-222-16479-2.
Дополнительно на Genon.ru: