28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Как делают бумажные деньги?

РедактироватьВ избранноеПечать

Чеканка монет

Долгое время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро или золото расплавляли в плавильных печах, затем мастер заливал расплавленный металл  в специальную форму, а другой мастер наносил удар молотом-чеканом, на котором был изображен номинал монеты или другой рисунок. Так как оттиск после удара молотом получался далеко не всегда одинаковым, некоторые монеты снова переплавлялись, а другие перечеканивались еще одним ударом молота.

 

Технологии чеканки монет развивались, и через некоторое время монеты стали изготавливаться из прута определенного диаметра, кроме того, на боковой поверхности монеты появилась насечка, которая называется гурт. Данная насечка была одним из способов борьбы с фальшивками, также при помощи данной насечки обозначался монетный двор, где изготавливались денежные знаки.

 

В настоящее время технология изготовления монет стала еще более совершенной, процесс изготовления монет стал практически полностью автоматизированным, монеты изготавливаются из более дешевых сплавов, очищаются специальными химикатами, а затем на них наносится номинал и другие изображения.

 

Качество изготовления монет заметно выросло, в настоящее время многие государства выпускают биметаллические монеты, но, к сожалению, выпуск многих монет не оправдывает себя. Например, планируется, что в ближайшее время российские монетные дворы перестанут чеканить монеты номиналом в 1 и 5 копеек.

 

Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент.

 

С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки.

 

Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийском государстве Лидии. В наше время точно установлено, что древнейшие монеты появились именно там, около 685 года до н.э., при царе Ардизе. Изготовлялись они из электрума — природного сплава серебра и золота. На одной стороне монеты стоит проба, на другой — голова ассирийского льва.

 

Через несколько десятилетий монеты начали изготовлять в греческом городе Эгине. Они чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета была изобретена хотя и позже, но независимо от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, по колониям, и далее в Иране. Затем они появились и у римлян и у многих варварских племён. Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае. Причём в Китае первые монеты из бронзы отливались ещё в XII веке до н.э., но они имели только региональное значение.

 

Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

 

Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось, и в качестве денег вновь использовались товарные деньги. Так, на Руси в XII—XIV веках существовал безмонетный период, так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси не было.

 

Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.

 

Сегодня процесс создания монеты начинается с разработки макета будущего изделия. Размеры трехмерной дизайнерской модели больше, чем у реальной монеты. Готовый макет покрывают силиконовой резиной, когда она загустеет, слой резины снимают и получают так называемый «негатив». Негатив заполняется эпоксидной смолой, после ее затвердевания получают «позитивное» изображение монеты.

 

Мастер-штампом с помощью гидравлического пресса изготавливают другие мастер-штампы («негативы»), при помощи которых делают рабочие штампы. Эти штампы обрабатывают, закаляют, хромируют для увеличения срока службы. Такие рабочие штампы позволяют выпустить от 250 000 до 1 000 000 монет (это зависит от твердости сплава, из которого делаются монеты, и размера монеты).

 

Заготовки для монет изготавливают из специальной металлической ленты. Как правило, они имеют форму круга. Сначала обрабатывают боковую сторону монеты — гурт. Это делают на специальной машине, которая наносит насечки, а при необходимости и надписи. Во время обработки будущие монеты нагревают до температуры 850 °С. После обработки, заготовки охлаждают и обрабатывают смесью мельчайших металлических шариков, керамических наполнителей и специальных химикатов. Эта смесь протравливает и полирует поверхность. После этого, заготовки сушат горячим воздухом и загружают в монетный пресс.

 

Процесс штамповки полностью автоматизирован. Обе стороны монеты воспроизводятся одновременно. Дефектные монеты отбраковываются, годные к обращению подсчитываются и упаковываются.

 

Первые попытки ксилографического печатания бумажных денег были осуществлены в Китае в эпоху Тан где-то в 800-х годах, но только при династии Сан (Sung, 960 — 1279 гг.) фидуциарная эмиссия была признана государственной экономической политикой. До этого бумажные деньги являлись лишь побочным продуктом в развитии печатного дела.

 

Первые банкноты, так называемые «летающие деньги» (фэй-цянь), представляли собой бумажные сертификаты, платежеспособность которых обеспечивалась подворьями (дацзяны) провинциальных властей в столице. «Летающими» их назвали из-за того, что они были несравненно легче своего денежного эквивалента в виде медных монет: связка медных монет, являвшаяся в то время основной денежной единицей, весила около 3 кг. Причиной появления фэй-цянь стало усиление межрегиональной торговли в начале IX века. Торговцы испытывали трудности перевозки большого количества медных монет. Кроме того, фидуциарная эмиссия экономила металлы для более важных нужд.

 

Первые банкноты были скорее похожи на чеки, чем на современные бумажные деньги. Торговец в столице обменивал в дацзяне заработанные им наличные деньги на бумажную расписку, по которой он мог затем получить наличные деньги в провинции. В свою очередь, провинциальная администрация была освобождена от необходимости перевозить большие суммы денег в столицу для выплаты налога императору, так как могла пользоваться денежными суммами, скапливающимися в дацзяне. Денежных банкнот мелкого достоинства в Китае не было, ими пользовались лишь при заключении крупных сделок. Бумажные деньги содержали имена и печати официальных должностных лиц, производивших выпуск банкнот. В 812 году правительство попыталось взять выпуск фэй-цянь в свои руки, но этот опыт не прижился из-за высоких процентов с вклада, достигавших 10%, которые установил столичный департамент финансов.

 

Первые бумажные деньги появились  во Франции в 1718 году, в Австрии — в 1762 году, в России же первые бумажные деньги стали печатать в 1769 году. 

 

В настоящее время количество разнообразных денежных знаков постепенно уменьшается, переход к евро привел к тому, что многие из нас не могут подержать в руках красивейший голландские гульдены или шведские марки.

 

Для того чтобы привлечь внимание нумизматов, небольшие государства вкладывают огромные денежные средства в печать собственных купюр, часто, бумажные денежные знаки отображают исторические события или портреты известных деятелей государства.

 

Технология печати банкнот

При печати банкнот разные страны используют различные материалы, в настоящее время денежные знаки печатаются на бумаги, шелке, металле или пластике. Одним из основных способов защиты денежных средств являются водяные знаки, которые появляются на купюрах в процессе изготовления бумаги.

 

Первоначально не было возможности изготавливать водяные знаки сложной формы, но с течением времени технологии позволили размещать на купюрах изображения в виде водяных знаков, которые отображали не только номиналы купюр, но и более сложные надписи или рисунки.

 

Номиналы купюр зависят от экономического положения страны. Известно, что после революции в России многие люди ходили на рынок с рулонами купюр, которые практически не имели никакой защиты,  а в Индии до сих пор принято прокалывать и сшивать купюры в огромные пачки.

 

Известны случаи, когда перед началом военных действий страну наводняли подделки, которые изготавливались захватчиками. Перед войной с Россией, Наполеон изготовил огромное количество подделок, которые были заброшены на территорию нашей страны. После окончания отечественной войны 1812 года, российские деньги получили более сложные системы защиты.

 

Не каждая бумага пригодна для печати банкнот, нужна отдельная, высшего сорта, которая обладает  определенными техническими и потребительскими свойствами. От бумаги зависит высокое качество и износоустойчивость будущих денег. Известно, что бумагу для денег изготавливают на Ленинградской и Краснокамской фабриках Гознака на специфическом оборудовании по засекреченной прогрессивной технологии.

 

Каждый день банкноты подвергаются многочисленным манипуляциям: их вынимают и кладут, их сгибают, они переходят из рук в руки, их пересчитывают. Поэтому, особое внимание уделяется их износоустойчивости. Существует два основных показателя износоустойчивости: сопротивление излому и разрыву, которое нормируется техническими условиями. Существует такой прибор, как фальцер, на котором проводят испытания бумаги на излом.

 

В фальцере бумага подвергается многократному складыванию и разгибанию до тех пор, пока не разорвётся. Норма для денежной бумаги равна нескольким тысячам двойных перегибов, а для офисной — 20 двойных перегибов. Динамометр используется для тестирования материалов на устойчивость к разрыву. Величина выражается расчетной длинной в метрах полосы бумаги, которая разрывается под действием своего веса. У бумаги для производства денег эта величина равна нескольким тысячам метров, в то время как у обычных бумаг показатели гораздо ниже. Есть еще один важный показатель — это сопротивляемость бумаги к надрыву кромки, но не нормируется техническими условиями.

 

Деньги печатают типографским или орловским способом. Процесс тиражирования никогда не обходится без повреждений бумаги (разрыв волокон, плохо отрегулированное давление). Поэтому, при изготовлении бумаги для денег, ей придают особую светопрочность, добиваются определенной степени белизны, непрозрачности и механической прочности. Достигнуть долгого «нестарения» помогает еще одна хитрость: большой процент льняных и хлопковых волокон в бумажном полотне. Еще один немаловажный показатель качественности денежных бумаг — это хорошая закрепляемость красочного слоя и его устойчивость к истиранию.

 

Главный элемент защиты всех ценных бумаг — водяные знаки. Их наносят на бумагу еще в процессе изготовления, и они отлично защищают от подделок. Водяные знаки в виде портретов и  разных рисунков требуют изготовления  клише и также добавляют банкнотам художественную ценность.

 

Водяной знак (также филигрань) — видимое изображение или рисунок на бумаге, который выглядит светлее при просмотре на просвет (или темнее при просмотре в отражённом свете на тёмном фоне). Водяной знак получают вдавливанием металлического сетчатого валика или эгутёра (дендироли, ровнителя) в бумагу в процессе её изготовления. При отливе бумаги на разных участках специально формируются слои с различной толщиной. Для этой цели были созданы специальные технологии для формирования повторяющихся рисунков — узоров и иллюстраций, расположенных в нужных местах банкнот.

 

В специальных мастерских по рисункам делают дендироли  и штампы. Дендироль или ровнитель — лёгкий валик, покрытый материалом, похожим на оконную сетку, на которой нанесён рельефный рисунок. Граверы вместе с другими специалистами переносят фотографии и творения художников на дендироль. Ровнитель крепится на сетке бумагоделательной машины, при вращении которого и отпечатывается (вдавливается) рисунок. Подобным способом формируются общие водяные знаки (узоры).

 

Штампы используются для получения местных художественных знаков. Но в промышленных масштабах бумагу для будущих денежных знаков изготавливают на цилиндрической бумажной машине. Вот на такой сетке, с отштампованными рисунками знака, создаются условия для получения зафиксированного многотонового художественного изображения, что обеспечивает точное совпадение местной иллюстрации с печатным изображением. Водяные знаки-портреты сложны в изготовлении и требуют специального оборудования, их очень сложно подделать. И без стандартной столовой бумагоделательной машиной здесь не обойтись. Иногда водяные знаки настолько искусны, что они близки к произведениям изобразительного искусства. К таким можно отнести портреты на денежных знаках времен Перта I, Екатерины II и В.И. Ленина.

 

В качестве дополнительных защитных элементов используют тонкие цветные нити, металлизированную нить, волокна, которые видны лишь в свете лучей определенного спектра.

 

В настоящее время  ручной труд рабочих на операции дефектовки  купюр из пачки, полностью заменён сортировочно-счётными машинами. Также оборудование комплектует годные банкноты в блоки по 100 экземпляров. Затем блоки формируют в пачки по 1000 комплектов, обандероливаются и пакуются в термоплёнку.

 

Заказать печать денег в обычной типографии естественно невозможно — это привилегия государственных органов и предприятий.

 

Как печатают доллары

В настоящее время доллар является одной из самых популярных валют. Для изготовления долларовых купюр используется специализированная бумага, которая на 25 % состоит из льняной нити и на 75 % — из хлопковой, бумага для печати американских денег имеет оригинальный цвет, а также небольшие шелковые вкрапления, которые видны в ультрафиолетовом свете.

 

Печать долларов происходит на длинных рулонах бумаги, ширина которого составляет 64,26 сантиметра, а длина 7–8 тысяч метров. Каждая купюра может иметь отклонение по размерам, которое не может превышать 2 миллиметров.

 

Вес каждой купюры составляет около 1 грамма, а для того чтобы купюра пришла в негодность, необходимо согнуть ее в одном месте не менее 4000 раз. Основным секретом изготовления доллара является состав краски, который используется при печати купюр.

 

Для печати лицевой стороны американских денег используется черная краска, которая обладает магнитными свойствами. Для печати оборотной стороны купюры используют зеленоватую краску, которая наоборот, не обладает магнитными свойствами. Именно из-за зеленой краски доллар и получил множество жаргонных названий.

 

Технология печати доллара довольно сложна, бумагу пропускают через три печатных валика, которые используются для металлографического способа печати. Первоначально печатается оборотная сторона купюры, затем купюра сушится при температуре 135 градусов Цельсия, а после  печатается лицевая сторона купюры. В настоящее время при печати долларов используются различные виды защиты, такие как микропечать или защитные нити. Для борьбы с фальшивомонетчиками, дизайн долларовых купюр изменяется один раз в 7–10 лет.

 

В среднем, купюра в один доллар «живет» около 2 лет, купюра в 100 долларов может находиться в обороте до 5 лет.

 

Одной из самых красивых американских купюр является купюра в 2 доллара. Выпуск ее был прекращен в 2003 году из-за слишком  высокой стоимости печати. Посмотреть, как выглядит данная банкнота, можно здесь.

 

Как печатают евро

Евро в настоящее время является одной из самых защищенных валют. Все купюры евро существенно отличаются по размеру друг от друга, что создает некоторые неудобства для туристов, далеко не всегда купюру удобно носить в кошельке.

 

При печати евро, традиционно, используются водяные знаки, на которых обозначен как номинал купюры, так и изображение, которое находится на лицевой стороне. В середине купюры находится металлическая нить, на которой расположена надпись евро и номинал купюры. На лицевой стороне евро в левом нижнем углу находится микротекст, который соответствует номиналу купюры.

 

Одним из наиболее технически сложных способов защиты купюры от подделки является голографический рисунок, который «вплетен» в структуру купюры. Еще одним способом защиты купюры является перфорация, которая обозначает ее номинал. При печати евро также используются флюорисцентные чернила и штриховые узоры.

 

Технология печати евро также весьма разнообразна, при печати денег используется двухцветная металлография, офсетный способ, а также высокий способ печати и рельефные методы печати.

 

Для защиты европейских денег — евро от подделок, применяется оригинальный метод «контрольной суммы». Если сложить все цифры номера купюры и добавить порядковый номер буквы латинского  алфавита, которая напечатана на купюре, то должна получиться цифра 8.

 

Источники:

Последнее редактирование ответа: 30.01.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Как делают бумажные деньги»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.