Плеоназм (греч. pleonasmós — излишество) — термин античной стилистики, означающий накопление в речи слов, имеющих то же значение и потому излишних: «старый старик», «молодой юноша». К плеоназмам относят также некоторые стилистические фигуры, выделявшиеся античной стилистикой под особыми названиями: эпаналепсис, т. е. повторение уже названного раньше («The nobles they are fled, the commons they are cold» — Шекспир), figura etymologica и annominatio, т.е. повторение при глаголе дополнения, образованного от той же основы с определением или без него («спать мертвым сном», «горьким смехом смеяться»). Близкими к плеоназму стилистическими фигурами являются тавтология и отчасти перифраз.
В античной стилистике и грамматике плеоназму даются различные оценки: Квинтилиан, Донат, Диомед определяют его как перегруженность речи излишними словами, т.е. как стилистический порок; напротив, Дионисий Галикарнасский определяет плеоназм как обогащение речи словами, на первый взгляд излишними, но в действительности придающими ей ясность, силу, ритмичность, убедительность, пафос, неосуществимые в речи лаконической (brachylogía).
Стилевая функция плеоназма определяется характером стиля и жанра. В риторической речи различные формы плеоназма не только допустимы, но и приобретают положительное значение, выделяя и подчеркивая те или иные оттенки мысли и ее переходы. Значение плеоназма как риторического приема вскрывается и в пародиях на судебное и церковное красноречие, обычно подчеркивающих плеоназм как наиболее характерный момент последнего. Плеоназм в художественной речи типичен для авторов, по различным причинам тяготеющих к риторизму — как в результате сосредоточения внимания на формальной отточенности стиля (литература барокко, прециозная поэзия), так и вследствие остроты политической ситуации, побуждающей полемистов прибегать к риторическим жанрам (ораторской речи, проповеди, эпистоле и т.п.) как орудию прямого воздействия и самозащиты (например, литератуpa Реформации и Контрреформации).
Источники: