Аид, или Гадес (у греков), Плутон, также Дит или Орк (у римлян) («богатый», «безвидный», «невидимый», «ужасный») — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю».
Аид — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях.
Аид — старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры.
Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), вместе с ним почитаемой и призываемой, которую он похитил в то время, когда она собирала на лугу цветы.
Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид — «богатый», именуется Плутоном (от греч. «богатство»), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ.
Аид — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны.
Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса — стража Аида.
В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием — «подземным» и «спускающимся вниз». Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас неотвратимостью его кары.
Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде («Разговоры в царстве мертвых» Лукиана, имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
Эпитеты и другие названия бога Аида:
- Агесилай («Водитель народа»)
- Адмет («Неодолимый»)
- Аидоней (имя)
- Евбулей
- Келеней
- Климен (имя)
- Плутон (имя). Статуя рядом с Эриниями. Ему посвящён XVIII орфический гимн.
- Полидект (Полидегмон)
- Скотий («Тёмный»)
- Хрисений («Правящий золотыми вожжами»)
Аид в значении «имя бога», видимо, является вторичным по отношению к значению «название мира мёртвых».
Аид — пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводят бог-посланник Гермес (души мужчин) и богиня радуги Ирида (души женщин).
Представление о топографии аида усложнялось с течение времени. Гомеру было известно о входе в царство мертвых, который охраняет пёс Кербер (Цербер), на крайнем западе («запад», «закат» — символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, о мрачных лугах, заросших асфоделями, дикими тюльпанами, над которыми носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту сухих листьев, о мрачных глубинах аида — об Эребе как олицетворении мрака, о подземных реках Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, о Тартаре — пространстве, находящемся в самой глубине космоса, ниже аида. Тартар на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Более поздние свидетельства добавляют также Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона.
Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф — сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в Тартаре нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи»), у Платона, у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений.
Гомер называет также в аиде место для праведников — елисейские поля, или Элизиум. Об «островах блаженных» упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием аида на Элизиум и Тартар также восходит к греческой традиции.
С проблемой аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии — образе богини Дике, действии закона неотвратимости.
Источники:
Дополнительно на Геноне: