Дебиторская задолженность, как правило, занимает значительный удельный вес в составе оборотных активов предприятия, поэтому ее анализ имеет большое значение для оценки состояния оборотных средств предприятия.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Известно, что за счет собственных и заемных источников происходит формирование оборотных средств предприятия. Средства и источники средств предприятия находятся в постоянном кругообороте – деньги превращаются в сырье и материалы, которые в ходе производственного процесса становятся готовой продукцией, которая реализуется за наличный или безналичный расчет. В ходе этих процессов возникают расчеты с юридическими и физическими лицами, Пенсионным фондом, органами социального и медицинского страхования, бюджетами всех уровней и др. Следовательно, поддержание оптимального объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними – необходимая составляющая обеспечения стабильной и эффективной работы предприятия.
Так, если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, то предприятие либо должно привлекать банковский кредит по высоким ставкам, либо останавливаться в ожидании уплаты причитающихся ему долгов. Пополнение наличных средств предприятия непосредственно зависит от оборачиваемости дебиторской задолженности.
В этой связи анализ дебиторской задолженности является важной частью финансового анализа на предприятии и позволяет выявлять не только показатели текущей (на данный момент времени) и перспективной платежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а также оценивать количественные и качественные тенденции изменения финансового состояния предприятия в будущем.
К задачам анализа дебиторской задолженности относятся:
- точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;
- контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
- определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;
- выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным в расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности.
В зависимости от того, на сколько быстро оборотные активы превратятся в наличность или возвращаются с оборота для дальнейшего использования, зависит финансовое состояние предприятия, его платежеспособность.
Рост дебиторской задолженности может быть обусловлен увеличением объемов производства. Однако, если прибыль от реализации имеет тенденции к снижению, увеличение дебиторской задолженности нецелесообразно.
Значительная часть дебиторской задолженности по расчетам за товары, работы, услуги может свидетельствовать о том, что предприятие активно использует стратегию товарных займов для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В тоже время, в случае, когда платежи предприятию задерживаются, оно вынуждено брать кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.
Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо уменьшать «перетекание» оборотных активов в дебиторскую задолженность, то есть средства данного предприятия, которые находятся в обороте других предприятий.
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:
- Постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям.
- Установить определенные условия кредитования дебиторов, например, покупатель получает скидку в 2% в случае оплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара. В случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого зависит от момента оплаты.
- По возможности ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями.
- Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
Источники: