Литературные направления и его основные признаки
|
Представители литературы
|
КЛАССИЦИЗМ (XVII — начало XIX века)
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правил «трех единств»: единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных чертах характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия , эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс.
|
Франция:
П. Корнель,
Ж. Расин,
Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен.
Россия:
М.В. Ломоносов,
А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Г.Р. Державин.
|
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (XVIII — начало XIX века)
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема — тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
|
Англия:
Л. Стерн, С. Ричардсон;
Франция:
Ж.-Ж. Руссо.
Германия:
И.В. Гете.
Россия:
Н.М. Карамзин.
|
РОМАНТИЗМ (конец XVIII — XIX век)
1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир).
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
|
Германия:
Э.-Т.-А. Гофман.
Англия:
Д.Г. Байрон, В. Вордсворд, П.Б. Шелли, Д. Китс.
Франция:
В. Гюго.
Россия:
В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов.
|
РЕАЛИЗМ (XIX — XX век)
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, они многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
|
Англия:
Ч. Диккенс, В. Теккерей.
Франция:
Стендаль, О. Бальзак.
Россия:
А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
|
НАТУРАЛИЗМ (последняя треть XIX века)
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения.
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
|
Франция:
Э. Золя, А. Хольц, братья Э. и Ж. Гонкур.
Россия:
П.Д. Боборыкин «Китай-город», Н.А. Некрасов «Петербургские углы», Д.В. Григорович «Петербургские шарманщики», В.И. Даль «Уральский казак»;
нравоописательные очерки
Г.И. Успенского, В.А. Слепцова, А.И. Левитова,
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
|
МОДЕРНИЗМ (см. ниже информацию о каждом течении):
- Символизм
- Импрессионизм
- Акмеизм
- Футуризм
- Экспрессионизм
|
|
СИМВОЛИЗМ (1870 — 1910-е годы)
1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства.
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободно интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
|
Франция:
Ш. Бодлер, А. Рембо.
Бельгия:
М. Метерлинк.
Россия:
Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый.
|
АКМЕИЗМ (1913 — 1914 в России)
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов ( в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты.
|
Россия:
Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова (раннее творчество), М.А. Кузьмин.
|
ФУТУРИЗМ (1909 (Италия), 1910 — 1912 (Россия))
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация).
|
Россия:
И. Северянин, В. Хлебников (раннее творчество), Д. Бурлюк, А. Крченых, В.В. Маяковский.
|
ИМПРЕССИОНИЗМ (последняя треть XIX — начало ХХ века)
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
|
Франция:
Г. де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст.
|
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (1910 — 1920-е годы (Германия))
1) Сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
|
Россия:
черты экспрессионизма в творчестве Л.Н. Андреева, Ф.К. Сологуба, А. Белого.
|
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (середина ХХ века (Франция))
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
3) Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе.
|
Франция:
Ж.П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар.
|
ПОСТМОДЕРНИЗМ (вторая половина XX века)
1) Фрагментарность.
2) Ирония.
3) Чёрный юмор.
4) Интертекстуальность.
5) Пастиш.
6) Метапроза.
7) Временное искажение.
8) Магический реализм.
9) Максимализм.
10) Минимализм.
|
Значительные произведения литературы постмодернизма
|