Жертвоприношение — в религиозных культах: один из наиболее древних обрядов, преследующий целью установление и укрепление связи личности или общины с духами, обожествленными предметами и божествами путём подношения им даров, которые для жертвователей обладают реальной или символической ценностью, в добровольной или обязательной форме; часто в сопровождении ритуальной церемонии. Элементы жертвоприношения в той или иной форме сохранились во всех религиях.
Ритуал жертвоприношения предполагает установление особых отношений человека со сверхъестественными силами — как добрыми, так и злыми.
Жертвоприношение известно с первобытных времён. Начало принесения жертв религиоведы соотносят со стремлением людей умилостивить могущественные силы, в результате чего у людей складывается определенная система «взаимообмена» с этими силами (поскольку в них верят), с выражениями покорности и преклонения перед ними.
Жертвоприношения совершались в контексте ритуальных причащений, очищений, инициации и часто связаны с представлениями о загробной жизни и особыми отношениями с умершими предками, нуждающимися в попечительстве живых членов общины (заупокойные дары) и т.п. Постепенно в общинах и племенах выделяются профессиональные служители культа — жрецы, осуществляющие жертвоприношение в установленном порядке.
В некоторых религиях наличествуют представления о жертвоприношениях, совершаемых самими богами (например, в христианстве — вера в искупительную жертву Спасителя).
В ряде культов практиковались ритуальные человеческие жертвоприношения. В развитых религиях жертва самым дорогим во имя Бога, спасения и пр., приобретает отчетливый духовно-нравственный смысл.
Жертвоприношение в Библии (христианская точка зрения)
По определению большинства словарей, «пожертвовать» — значит отказаться от чего-то важного и нужного ради кого-то или чего-то другого.
В Библии используются следующие термины для описания акта жертвоприношения:
1. Для описания не кровавой жертвы обычно употребляется еврейское слово minha, которое имеет следующие значения:
- дар, подарок (Бытие 32:13 «И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, в подарок Исаву, брату своему», также Бытие 32:18,20-21; Бытие 43:11);
- дань или подать (2 Царств 8:2,6; 4 Царств 17:4 «И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год»); или
- дары, приношения Богу (1 Паралипоменон 16:29 «…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его»; Исаия 1:13 «Не носите больше даров тщетных…»).
2. Нечто, сближающее человека с Богом; пожертвование как символ завета между Богом и человеком (др.-евр. qorban).
3. Кровавая жертва (евр. zebah, от zabah — оставаться), главной идеей является пролитие крови. Это понятие является абсолютно противоположным описанному в пункте № 1— minha (Пс. 39:7) и в пункте № 4 ola — «всесожжение» (Исход 10:25 «Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему»; Исход 18:12 «И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу»).
4. Всесожжение (евр. ola), жертва, пожираемая огнём (Левит 1:3 «Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части; сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу»).
5. Греческое слово thusia одновременно описывает и жертву, и процесс жертвоприношения (в прямом или в переносном смысле) — Ефесянам 5:2 «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное».
6. Греческое слово prosphora — дар или приношение. В Новом Завете это слово переводится как жертва или приношоение (Деяния 21:26; 24:17; Ефесянам 5:2 «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное»; Евреям 10:5 «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне»);
7. Греческое слово holokautoma переводится как «всесожжения» (Евреям 10:6 «Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе»). Это то же самое понятие, которое описано в пункте № 4.
Жертвы и жертвоприношения до Закона
1. Адам и Ева
Бытие 3:21 «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».
А. Из чего были сделаны одежды для Адама и Евы?
Сказано, что это были кожаные одежды. Стало быть, они были сделаны из какого-то убитого зверя. Это первое упоминание о смерти животного, и вообще о смерти живого существа.
Б. Глагол «одел» — в оригинале «покрыл». В греческом переводе этот глагол означает «скрывать» или «покрывать» и чаще всего переводится в смысле «прощать», «покрывать грехи». Римлянам 4:7 «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты». В 1 Коринфянам 13:4–7 описаны характеристики истинной любви, в 7-м стихе упоминается выражение «всё покрывает». Это та же идея покрытия и прощения.
В. Кто сделал Адаму и Еве одежды, кто покрыл их наготу?
По мнению теологов, именно Бог сделал кожаные одежды Адаму и Еве. Бог убил животное, вместо того, чтобы убить Адама и Еву за их грех. Таким образом Бог первым познакомил людей с идеей жертвоприношения: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22).
2. Каин и Авель (Бытие 4:1–15)
Жертвоприношение Авеля было принято Богом, потому что:
- Авель был праведным (1 Иоанна 3:11–12 «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от Лукивого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны»), а также
- жертвоприношение Авеля было принесено Богу с верой (Евр. 11:4: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще»).
Таким образом, Авель принес жертву Богу от стада. Нужно отметить, что до потопа люди не ели мяса, а животных убивали только для того, чтобы принести жертву Богу.
3. Ной
Бытие 8:20–22 «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
4. Иов
Иов 1:5 «Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни».
5. Авраам (Бытие 22:1–19)
Бытие 12:8 «Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа».
Бытие 13:18 «И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу».
Жертвы и жертвоприношения Ветхого Завета
1. Заключение Завета
При Моисее Господь Бог вступил с обществом народа Израилева в Завет. Это событие произошло у горы Синай и сопровождалось жертвоприношениями. Однако фундаментальным принципом и условием этого Завета было послушание Богу, а не жертвоприношения.
Исход 19:4-8: «…Вы видели, что Я сделал египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу».
Даже в истории об Аврааме, который послушался Бога, когда Он повелел ему принести в жертву единственного своего сына Исаака, в Бытии 22:17-18 Бог сказал: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».
Таким образом, в этом завете фокус смещается с жертвоприношений на послушание и верность Яхве. Жертвоприношения были второстепенными, и именно поэтому они не имели значения, если не сопровождались послушанием и богобоязненностью. Притчей 15:8 «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему». Притчей 21:3 «Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с Лукивством приносят ее». Екклесиаст 4:17 «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают».
Даже отцам их Бог не давал заповедь о всесожжениях — Иеремия 7:21-23 :«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо; ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: ''слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо''».
2. Типы жертвоприношений
- Приношение первых плодов — Притчей 3:9: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих».
- Мирная жертва — Притчей 7:14 «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои». Левит 3; 7:11–21, 29–34.
- Жертва за грех — Притчей 14:9 «Глупые смеются над грехом [над жертвой за грех], а посреди праведных — благоволение». Исход 29:10-14 «И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца, и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания; возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю кровь вылей у основания жертвенника; возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике; а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это — жертва за грех». Также: Левит 4-6:13; 9:7-11, 22-24; 12:6-8; 15:2, 14, 25-30; 14:19, 31; Числа. 6:10-14. В день Искупления эта жертва приносилась с ещё большей серьезностью и торжественностью (Левит 16:5, 11, 15).
- Всесожжения — Исход 40:29 «…и жертвенник всесожжения поставил у входа в скинию собрания и принес на нем всесожжения и приношение хлебное, как повелел Господь Моисею». Числа 28:11.
- Жертва возлияния — Числа 15:5 «…и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца», Осия 9:4 «Не будут возливать Господу вина», Исход 29:41, 30:19.
- Курения благовонные — Исход 30:34–36 «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас».
- Добровольные дары — Исход 35:29 «…и все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моисея повелел сделать, приносили добровольный дар Господу». 2 Коринфянам 9:7 «Доброхотно дающего любит Бог».
Каждое жертвоприношение базировалось на идее искупления в сочетании с идеей всесожжения, дым и курение от которого должны были подниматься к Богу и обоняться великим Иеговой (Левит 1:13). Порядок жертв по закону был таковым:
Жертва за грех => Всесожжения => Мирная жертва (Левит 8:14-22; 9:8-22; 12:8; 14:19-20). Духовная последовательность, в которой грешник нуждался, заключалась в следующем: (1) искупление жертвой за грех; (2) после чего он мог приносить другие жертвы и курения (Пс. 50:19), возносимые Богу и принимаемые Им, (3) радость общения и мир с Господом Богом, выражавшиеся в принесении мирной жертвы.
Таким образом, Закон показывал, что войти в присутствие и покой Бога можно было только после того, как человек избавился от греха.
Жертвы и жертвоприношение в Новом Завете
1. Учение Иисуса о жертвоприношениях
С одной стороны, Иисус ничего против системы жертвоприношений не имел. Прокаженных, которых он исцелил, он послал в Храм, чтобы они показались священнику и принесли положенные жертвы за очищение (Матфея 8:4).
С другой стороны, Иисус учит, что Бог не примет жертву до тех пор, пока она не будет принесена с чистым сердцем: Матфея 5:23-24 «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Этот стих иллюстрирует следующий принцип: если ты пытаешься умилостивить Бога дарами, тогда как сам не проявляешь милости к ближнему, то это пустая трата времени. Посему Иисус и повелел сначала пойти и примириться с ближним, оказав ему милость, а потом уже приходить пред лицо Бога и просить милости у Него.
Таким образом, Иисус применяет пророческое высказывание Осии о том, что Богу больше угодна милость, чем жертва (Матфея 9:13; 12:7). Кроме того, Иисус одобрил высказывание одного из книжников, который сказал, что любовь к Богу и ближнему стоит выше всякого жертвоприношения (Марка 12:33).
Иисус Христос учил, что Его кровь, «за многих изливаемая», является кровью Нового Завета (Марка 14:24; Матфея 26:28; Луки 22:20). Таким образом, Его жертва является высшей жертвой. И Его завет стоит выше прежнего Ветхого Завета.
2. Иисус — совершенная жертва
Смерть Иисуса на кресте является:
А. Жертвой Завета Марка 14:24 «И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая», Матфея 26:28, Луки22:20; Евреям 9:15 «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное»;
Б. Жертвой за грех (Римлянам 8:3 «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти»; 2 Коринфянам 5:21 «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»; Евреям 13:11–12 «Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат»; 1 Петра 3:18 «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных»);
В. Пасхальной жертвой (Пасхальный Агнец) — 1 Коринфянам 5:7 «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»; как жертва, приносимая Израилем в День Искупления (Евреям 2:17 «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа»; также в Евреям 9 главе).
3. Новый Завет о жертвоприношениях и пожертвованиях
А. Материальная жертва:
Денежные пожертвования: 1 Коринфянам 16:1–4 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут».
Благотворительность: Евреям 13:16 «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».
Пожертвование (финансы, пища, одежда): Филипийцам 4:18 «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу».
Б. Духовная жертва:
Иоанна 4:24 «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
1 Петра 2:4-5 «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».
Духовные жертвы
- Дух сокрушенный: Псалтирь 50:19 «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».
- Наши тела: Римлянам 12:1 «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего».
- Римлянам 6:13 «…и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности».
- Сама жизнь: Галатам 2:20 «…и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
- Филиппийцам 1:21 «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение».
- Жертва хвалы: Псалом 115:8 «Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову».
- Евреям 13:15 «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Псалтирь 49:14,23 «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои... Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня». Псалтирь 68:31–32 «Я буду славить имя Бога моего в песне, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами».
- Жертва уст: Осия 14:2-3 «…мы принесем жертву уст наших».
- Общение с братьями и сестрами по вере:
- Евреям 13:16 «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». 1 Иоанна 1:7 «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».
- Молитва: Псалтирь 140:2 «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя». 1 Тимофею 2:1–4 «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Исаия 56:7 «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов».
- Жертва веры и служения Господу: Филиппийцам 2:17 «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам». Римлянам 15:16 «…быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу».
- Милосердие и познание Бога:
- Осия 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». Михей 6:6-8 «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?'' О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
- Любовь к Богу и ближнему: Марка 12:32–33 «…один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв».
Жертвоприношение в исламе
В исламе одним из главных праздников является праздник жертвоприношения — Ид ал-адха, или Курбан-байрам. В последнем названии праздника соединились арабский и тюркский элементы, причем араб. курбан родственно евр. корбан (см. выше). Курбан-байрам связан с кораническим сюжетом, восходящим к Библии , о готовности пророка Ибрагима, т.е. библейского Авраама, принести в жертву Аллаху своего сына (в Танахе — Йицхак, или Исаак; в Коране имя сына Ибрагима не названо, но, согласно мусульманской комментаторской традиции, им был Исмаил).
К празднику жертвоприношения мусульмане специально откармливают жертвенных животных, ибо в Коране сказано: «Тучных Мы сделали для вас из отмеченых для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же Имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнутся, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо. Так Мы подчинили их вам, — может быть, вы будете благодарны!» (Коран 22:37). Здесь же поясняется символический характер жертвоприношения и то, что для Аллаха не требуется мясо жертвенных животных, но послушание людей: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!» (Коран 22:38).
В праздник жертвоприношений в мусульманском мире совершается заклание огромного количества животных (в основном овец и ягнят), ибо каждый мусульманин должен выполнить предписанное Аллахом. Некоторые большие и бедные семьи не могут совершить ежегодное жертвоприношение от каждого члена семьи и приносят жертву за одного человека по очереди; многие покупают жертвенное животное в складчину. Перед тем как зарезать животное, в специальной молитве просят у него прощения. Затем устраивается ритуальная трапеза, на которую принято приглашать голодных и нищих, чтобы накормить как можно большее количество людей.
Согласно мусульманским преданиям, принесенные в жертву в праздник жертвоприношения животные будут толпится в Судный День перед входом на сират — мост через адскую бездну (ал-Джаханнам), ведущий в Рай (ал-Джанна). Сират тоньше волоса, острее лезвия меча и горячее пламени, и переправиться по нему можно только на своих жертвенных животных. Поэтому их заранее помечают особыми украшениями (бубенчиками, ожерельями) или краской. В настоящее время некоторые мусульмане заменяют жертвоприношение пожертвованием в мечеть денег, соответствующих стоимости животного.
Таким образом, жертвоприношение продолжает оставаться важным моментом современной религиозной жизни не только в нетеистических, но и в некоторых теистических традициях.
Источники и дополнительная информация:
- sr.artap.ru — статья «Жертвоприношение» в кн.: Новейший словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н/Д: Феникс, 2010;
- slovopedia.com — определение термина в Большом энциклопедическом словаре;
- mirslovarei.com — определение термина в Философском словаре;
- cogmtl.net — жертвы и жертвоприношения (христианская точка зрения);
- relig.info — материал из энциклопедии «Религии мира».
Дополнительно на Genon.ru о религии: