Родиной шелка считается древний Китай. Согласно множеству легенд, культура шелководства возникла около V тыс. до н.э. на берегах Великой Желтой реки. Наиболее примечательно предание о Лэй Цзу, первой супруге Желтого императора, легендарного предка китайцев, жившего в центральных районах Китая около 5000 лет назад.
Переехав к мужу из юго-западной части страны, Лэй Цзу привезла с собой секрет выращивания тутового шелкопряда. Вначале она научила людей разводить шелковичных червей, распутывать кокон и таким образом снабжать себя одеждой. В Поднебесной не стало больше такой беды, как царапины и ссадины, и последующие поколения стали приносить Лэй Цзу подношения как основательнице шелководства...
Предания подтверждаются и археологическими раскопками в провинциях Хубэй и Хунань: найдены хорошо сохранившиеся 152 шелковые вещи, среди которых 35 предметов одежды в отличном состоянии. Значит, шелководство существовало примерно за две тысячи лет до рождества Христова (эпоха позднего неолита), а производство шелка 2500-2800 лет назад уже было развитой отраслью производства - именно такой возраст имеют обнаруженные остатки ткани!
Во времена Воюющих царств (475 - 221 гг. до н.э.) шелк и шелковые изделия уже стали доступными широким массам населения. Технологии, связанные с шелкопрядением, вышивкой, окраской ткани, получили повсеместное распространение. В период династии Хань значительно повысилась производительность, причем качество найденных клочков выше всяких похвал, а воображение поражают яркость красок, богатство и совершенство вышивки.
Более 2000 лет тому назад император У Ди направил своего посланца на запад, чтобы проложить дорогу, по которой пойдут караваны с шелком. Так появился Великий Шелковый путь.
Естественно, секрет изготовления шелка в Китае охранялся с особым трепетом. Отсюда, кстати, и абсолютно фантасмагоричные представления о происхождении шелковых нитей у древних мыслителей: мол, и на деревьях они растут, и продуктом жизнедеятельности животного с большими рогами являются, и не нити это вообще, а пух особых птиц... За контрабанду листьев тутового дерева и личинок шелкопряда по китайским законам предполагалась мучительная смерть. Но жажда прибыли (а ведь шелк ценился в буквальном смысле на вес золота, фунт на фунт) взяла свое.
Приблизительно в V веке шелк был вывезен из Китая, и одновременно началось его производство в нескольких странах мира. Опять таки по легенде, один хитрый индийский раджа посватался к китайской принцессе. А в качестве приданого возжелал - угадайте, что? И бедная невеста привезла личинок тутового шелкопряда и семена шелковицы... прямо в своей высокой свадебной прическе.
В странах Средиземноморья производство шелковой ткани получило распространение примерно в то же время, когда в Константинополь из Китая впервые доставили грену (яйца) тутового шелкопряда. Роль пилигримов доброй воли выполнили монахи, спрятавшие личинок в пустотах своих посохов.
В средние века шелковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). А уж в XVIII веке по всей Западной Европе вовсю ткали собственный шелк.
В Центральной Азии шелк появился к середине второго тысячелетия до нашей эры. У узбеков есть своя версия происхождения шелка. По одной из версий старинной легенды, происхождение шелка связывалось с пророком Джобом (мир ему). Старинная легенда гласит: шайтан сжег дом Джоба. Жене негде было готовить еду и нечем накормить мужа. Чтобы купить хлеба, она отрезала и продала свои красивые длинные волосы. Шайтан продолжал издеваться над праведным человеком, называя его жену уродиной.
Джоб терпеливо сносил дьявольские насмешки. Тогда шайтан наслал червей, покрывших тела Джоба и его жены, но вновь Джоб лишь благодарил Господа за то, что они все еще живы. Господь сотворил источник Чашма Аюб (святое место в Бухаре), повелел Джобу с женой омыться в нем и сказал, что, если бросить последних червей в воду, сбудутся их желания. Джоб бросил первого червя в воду со словами: «Будь хлопком». Бросил второго, сказав: «Будь шелком». Бросил третьего и произнес: «Будь святой водой, излечивающей других».
Гонзалес Клавихо, испанский посол, отправленный в Самарканд ко двору могущественного правителя Тимура, был поражен многочисленными шелковыми шатрами, разбитыми в пригородных садах рядом со столицей. Из ценнейшей ткани при Амире Тимуре не только шили роскошные одеяния, но и попоны для коней, покрывала для ложа.
Источники информации :