Шофар — древний еврейский духовой музыкальный инструмент; рог барана (реже козла, антилопы или газели) в который трубят на праздники Рош ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур (Судный день, или День искупления): «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание» (Лев. 23:23-25). Шофар — неотъемлемый атрибут празднования Рош ха-Шана.
В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Звуки шофара, по преданию, обрушили стены Иерихона («иерихонская труба»). Использование этого инструмента восходит к обрядам доеврейской эпохи. Из шофара можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту.
Звуки шофара на Рош Ха-Шана толкуются как призыв к покаянию. Различают следующие виды звуков шофара:
- «тки’а» («трубление») — начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
- «тки’а гдола» («большое трубление») — длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное). Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.
- «тру’а» («тревога») — серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней.
- Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
- «шварим» («тремоло»), быстрое чередование нижней и верхней ноты.
- Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.
Традиции трубления в шофар
По традиции, в шофар трубят во время синагогального богослужения на Рош ха-Шана и Йом-Кипур; позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца, предшествующего Новому году.
В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, например, в еврейских школах. В Израиле шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Эта делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.
Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара символизируют:
- коронование Творца Мира;
- пробуждение трепета перед Творцом;
- напоминание о жертвоприношении Исаака;
- напоминание о даровании Торы на горе Синай;
- напоминание о приходе Мессии;
- кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатана, который в этот день суда выступает обвинителем.
Еврейская традиция о шофаре
Мидраш утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся вместе разрозненные колена Израиля. Пророк Исайя пророчествовал: «…И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться на горе святой в Иерусалиме» (Ис. 27:13).
В Талмуде разрешается изготовлять шофар из рогов баранов, диких и домашних козлов, антилоп и газелей, но всё же рекомендуется использовать именно рог барана, который ассоциируется с жертвоприношением Исаака; в эти дни в синагогах читается соответствующая глава Торы.
Согласно Торе, когда ангел задержал руку Авраама, занесённую с ножом над Исааком, Бог повелел Аврааму принести в жертву вместо сына барана (агнца). Тем самым агнец стал символом покаяния и избавления.
Вместе с тем, запрещается применять рога коров, поскольку через них сатана может напомнить Всевышнему о грехе Золотого тельца и тем самым отвратить Бога от прощения нынешних грехов.
В Средние века была возникла легенда, что перед приходом Машиаха (Мессии) пророк Элиягу (Илия) будет трубить в шофар три дня. Шофар также должен возвестить в конце дней о воскресении из мёртвых. Согласно еврейской традиции, в Рош Ха-Шана звуки шофара в правильном исполнении влияют на душу еврея, помогая ей ощутить беспокойство и желание улучшить поведение.
Шофар в Каббале
В Каббале шофар означает раскрытие тайной мудрости в широких массах, являющееся предварительным и обязательным условием полного избавления.
Это интересно:
- в шофар трубят при вступлении в должность нового президента Израиля;
- иногда в шофар трубят во время массовых демонстраций (особенно религиозные евреи в Израиле);
- уже в эпоху Второго Храма шофар был частью национальной символики;
- изображения шофара находят в мозаичных украшениях древних синагог.
Источники:
Дополнительно на Genon.ru о Библии и иудаизме: