Блогосфера (от англ. blogosphere) — совокупность блогов, среда, в которой находятся активные, интеллектуальные и пишущие люди Интернета.
Существует множество блогов, которые тесно связаны между собой. Блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.
Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции.
В этой среде генерируются различные (подчас гениальные) мысли и идеи, которые, будучи подхвачены другими участниками блогосферы, приобретают свой шанс на реализацию и очень часто реализуются.
Главное орудие блогосферы — это именно идеи и мысли. Без них, простая совокупность блогов ничего бы не значила, точно так, как и любая социальная сеть, сами по себе, без наполнения её содержанием разными людьми — простыми, талантливыми, весёлыми и отчаявшимися в жизни, ничего не представляет.
Элита блогосферы — активные, нестандартные, творческие личности, которые генерируют идеи и воодушевляют ими других участников, составляют тот слой, которым дышит блогосфера и из-за которого она из мёртвой и механической превращается в живую и действенную среду общества.
Блогосфера — по сути, живой организм, она меняется каждый день, появляются новые и интересные люди, замечательные заметки. Блогосфера — это жизнь, дыхание Интернета.
Блоги бывают разные, на разных языках, с разными мыслями, но блогосфера — одна для всех.
История
Впервые английское слово blogosphere придумал в качестве шутки Брэд Грэхэм 10 сентября 1999 года, его фраза звучала «Goodbye, cyberspace! Hello, blogiverse! Blogosphere? Blogmos?».
Затем в начале 2002 года термин был заново придуман и введён в оборот Уильямом Квиком, и тут же распространился сперва в сообществе военных блогов, освещающих американскую операцию в Афганистане, а затем и за его пределы. В том же 2002 году слово впервые появляется в русских блогах Живого Журнала. Позднее блогосферу стали условно подразделять на топовую и не топовую в зависимости от рейтинговости блогов и записей. За несколько лет самозародилось новое информационное пространство. Быстрее реагирующее, более независимое и сложнее контролируемое.
Предпосылками к возникновению блогосферы являлись:
А. Экспоненциальный рост блогеров и блогов. Широкое распространение блогов началось во второй половине 90-ых годов прошлого века. Первый блог появился в 1994 году, однако о том, кто создал первый блог, исследователи до сих пор спорят (первый российский блог — сериал «Бред-Социум», видимо, имеет самую давнюю и продолжающуюся историю существования с марта 1994 года). По данным на 2004 год зафиксировано 4 миллиона блогов. По данным на 2008 год в мире зарегистрировано 133 миллиона блогов. То есть за 4 года число блогов возросло в 33 раза. Конечно, более половины из них созданы в рекламных целях. Согласно данным Яндекса в Рунете около 12 миллионов блогов, тогда как регулярно обновляемыми из них является 1 миллион. Рост блогов и блогеров объясняется следующим:
- Рост числа интернет пользователей.
- Простота в создании и ведении блога (в 1999 году Pyra Labs создала портал Blogger — первый бесплатный, общедоступный и простой в использовании инструмент для блогеров).
- Наличие свободного доступа к сети на рабочем месте.
- Полная свобода высказываний в блогах (до определенного времени, на данный момент высказывания в блогах для целей УК приравниваются к публичным).
B. Стремление людей к диверсификации источников информации и скорейшему получению информации. До появления блогосферы СМИ полностью контролировали информационную повестку дня. Блогосфера позволила удовлетворить данные человеческие стремления из-за:
- Веры в «свободность блогов», отсутствие цензуры и прочее.
- Огромной скорости распространения информации по блогосфере.
- Личностной окрашенности информации.
- Огромного числа источников информации (каждый блогер является источником информации).
- Анонимности.
C. Удовлетворение социальных потребностей людей. Как известно человек это социальное животное, однако в XXI веке становится все меньше времени для живого общения, а также для социальной самореализации. Из-за этого становятся популярными различные суррогаты общения.
Влияние
Блог может являться площадкой для общественных дискуссий. За счет того, что по блогосфере информация распространяется стремительно и неконтролируемо, ускоряется и реакция общественного мнения по различным вопросам.
Появление массовой гражданской журналистики. Как уже было сказано выше, каждый блогер это источник информации. Это привело к тому, что информации стало больше, она стала субъективнее, интереснее. Однако, это привело и к падению качества информации, поскольку привлечь блогера к ответственности за недостоверную информацию практически невозможно.
Заметим, что существуют два противоположных мнения насчет роли блогов в социальных процессах:
- Участие в блогах ведёт к смягчению социальной напряженности, поскольку позволяет человеку самореализоваться наиболее безобидным образом, «спуская пар» в блогах.
- Блоги ведут к радикализации социальных процессов, поскольку доступность и неконтролируемость информации приводит к тому, что радикальные идеи распространяются по блогосфере стремительно. Невозможность контролировать информацию вредит существующим режимам как демократическим, так и автократическим (подтверждением второй позиции является, например, Арабская весна).
Падение производительности труда. Производительность труда у блогеров в среднем на 10% меньше, чем у людей не имеющих блога, поскольку часть рабочего времени они тратят на блог.
Одним из свидетельств роста влияния блогосферы является то, что сегодня практически все политические, культурные и прочие деятели ведут блог.
Использование
Бизнес может использовать блогосферу на 4 уровнях:
- Мониторинг блогосферы по заданным ключевым словам/словосочетаниям.
- Blogger relations. Создание отношений с блогерами и пользователями социальных сетей, которые так или иначе связаны с выбранными темами.
- Создание и развитие своих блогов — помимо основного сайта.
- Маркетинг блога в блогосфере.
Мониторинг
Некоторые поисковые системы, предназначенные для поиска в блогах, используют ссылки между блогами для отслеживания взаимных связей. Используя преимущества гипертекстовых ссылок, которые играют роль меток обсуждаемых тем, эти сайты могут отследить перемещение обсуждения темы от блога к блогу. Они также помогают исследовать распространение мемов по блогосфере и выявить наиболее важные сайты, играющие в этом роль. В Рунете отслеживать информацию помогает сервис поиска blogs.yandex.ru
Этика
С широким распространением блогов в сети Интернет начинает формироваться особый подвид компьютерной этики — блогерская этика, затрагивающая вопросы достоверности публикуемой информации, плагиата, соблюдения моральных и нравственных норм. В России также внимание уделяется проблеме использования в блогах элементов обсценной лексики и матов.
Blogger relations
Цели blogger relations — поиск и развитие отношений с авторами-блогерами и модераторами сообществ, которых можно вовлекать в процесс развития проекта.
Способы:
- поиск целевых групп и отдельных блогеров;
- комментирование блогов;
- переписка с лидерами мнений;
- предоставление товаров на тестирование;
- общение на оффлайновых мероприятиях;
- создание базы людей с отрицательным/положительным отношением к проекту.
Источники информации: