Намёт (фр. les lambrequins) — это геральдическое украшение (композиция из украшений, в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части геральдического шлема вправо и влево), являющееся переходным звеном между шлемом и его клейнодом, обязанное своим происхождением крестовым походам. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.
Уже во втором крестовом походе, когда появились первые топфхельмы, рыцари, чтобы шлем не раскалялся от лучей солнца, стали покрывать его куском материи, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья. Этот обычай был перенят крестоносцами у арабов, и по сей день носящих на голове стянутую веревкой из верблюжьей шерсти матерчатую накидку.
Шлемовый покров спускался красивыми складками с макушки шлема вниз, предохраняя от перегрева затылок и шею рыцаря, а в бою и на турнире развевался по ветру, становясь эффектным украшением и своеобразным опознавательным знаком одновременно.
Располосованный вражескими саблями намёт нередко превращался в свисающие со шлема лохмотья и длинные ленты, служившие доказательством того, что рыцарь побывал в жаркой схватке.
С XIV века шлемовый покров превратился в обязательную принадлежность рыцарского герба и изображался либо в виде небольшого плаща (нем. Mäntelchen, фр. mantel), либо развевающихся лент, либо изрезанных зубцами или фестонами краев длинных одежд человеческих или фантастических фигур, помещенных в клейноде. В XVI веке намёты окончательно изменили свой первоначальный облик и превратились в листовидный орнамент (нем. Laubornament), охватывающий щит с обеих сторон и занимающий в гербе значительное место.
Воспроизводившая южнорусские гербы Польско-Литовского государства родовая геральдика московитов в XVI—XVII века перенимала обычай увенчивать дворянский гербовый щит рыцарским шлемом и намётом, а со времен Петра I это стало непреложным правилом российской геральдики. И, несмотря на то, что русское служилое сословие, т.е. дворянство всех рангов, никогда в юридическом аспекте не было рыцарством, в условиях монархии и сословного деления общества это правило не оспаривалось. Но на современном этапе намёт, равно как и сам рыцарский шлем с клейнодом, представляются абсолютно чуждыми не только недворянскому, но и любому великорусскому гербу. Русь разбивала эти шлемы иноземцев-католиков своим оружием на Неве и Чудском озере, под Ивангородом и Смоленском, она никогда не ходила в Крестовые походы, и никогда конический островерхий русский шлем не покрывался тканью.
Источники информации:
Дополнительно на Геноне: