Совместная покупка (СП) является добровольным объединением граждан, цель которых купить товар по минимальной цене. Главная отличительная особенность от других товарных отношений — это слово «совместная», что подразумевает коллективное действие. То есть нужно сначала собрать группу участников, как правило, совсем немаленькую, чтобы приобрести у производителя или поставщика партию товара по минимальным ценам оптового заказа, или же собрать «ростовку» обуви или одежды — размерный ряд одной модели товара.
Такой вид шопинга, как совместные покупки, становится все более популярным. Люди, объединившись, приобретают товары оптом, что позволяет немало экономить. Это неудивительно, ведь в цену таких покупок не закладываются расходы магазинов (аренда, зарплаты, налоги, прибыли и т. д.).
Начались совместные покупки (СП) с форумов молодых мам — у которых было много свободного времени, но при этом денег стало меньше. Они находили друг друга через интернет, чтобы купить дешевле памперсы, одежду для младенцев, детское питание и проч. Это оказалось настолько выгодно, что с помощью СП начали заказывать буквально все: от еды и детских книжек до велосипедов и шуб. Сейчас существуют целые специальные сайты и форумы, на которых можно выбрать нужную тему и заказать, например, обувь определенной марки.
Посредник объявляет начало совместных покупок (СП), подробно расписывает правила и свой процент за услуги и сообщает, где планируется закупка (интернет-магазин или непосредственно предприятие). Также он обязательно указывает дату окончания сбора заказов. Участники выбирают то, что им нужно, и перечисляют деньги организатору СП. После того как посредник сказал "стоп", уже ничего изменить нельзя — товар придется выкупить. Организатор заказывает товары, оплачивает и получает их, а затем распределяет между участниками. Иногда ему приходится разруливать проблемы: магазины могут забыть положить какую-то вещь или положить не ту (например, того же размера, но другого цвета).
Залог успешности СП — именно правильный выбор посредника, поэтому обращайте внимание на его "регалии" — сколько времени он на сайте, какой у него рейтинг, и обязательно почитайте отзывы о его предыдущей работе. Начинающие организаторы хороши тем, что для того, чтобы заработать себе репутацию, могут взять минимальный процент.
Конечно, как и в любой деятельности, в осуществлении совместных покупок есть свои плюсы и минусы.
Плюсы. Главное преимущество — дешевизна: товар может стоить в два-три раза дешевле, чем в обычных розничных точках.
Второй плюс — товар для европейского потребителя намного лучше и качественней того, что сшит для украинского рынка. Еще один выигрыш — возможность купить товар, не представленный на прилавках города, в котором проживает участник СП. Особенно это актуально для жителей небольших городков.
Еще один плюс — богатый ассортимент: чаще всего СП осуществляется напрямую у производителя, а это значит, что выбирает вещь сам участник — в то время как в магазине продают то, что выбрал для продажи кто-то другой. Ну и, конечно, покупку можно совершать в любой стране мира, не выходя из дома.
Минусы. Во-первых, никаких гарантий у покупателя нет — могут как минимум прислать не то, что хотелось. Поскольку примерка невозможна, а размерная сетка производителя отличается, можно получить очень маленькие или очень большие вещи. На технику и другие "сложные" предметы также нет никакой гарантии — конечно, в теории сможно их вернуть или обменять, но фактически пересылка будет стоить дороже товара, так что тут приходится идти на сознательный риск.
Еще одна тонкость: полученный товар придется довольно долго ждать. В СП могут до месяца собирать заказы, затем обрабатывать, потом до 50 дней доставка. В общем, заказывать летний сарафан лучше в январе, а пуховик — в августе. Получение заказов тоже может быть сопряжено со сложностями: например, в определенный день и время нужно быть на месте выдачи товара, так что занятым на работе людям проще заплатить чуть больше, но не отпрашиваться с работы, чтобы поехать на другой конец города ради палки колбасы или нескольких пар белья.
Вычислить, во сколько обойдется товар, просто: берется стоимость товара (иногда при оптовой покупке скидка достигает 50%), к ней добавляется 10—20% посреднику. Также учитываются транспортные расходы (в том числе и от организатора к участнику). При этом все равно товары получаются намного дешевле, чем в обычных магазинах.
Товары, которые не подошли, зачастую "пристраивают" — продают на сайте. Негласно запрещено сбывать приобретенное дороже, чем оно было куплено (а вот дешевле можно). А здесь уже покупатель сможет примерить товар и точно узнать все нюансы размера (они, кстати, отличаются у каждого производителя: иногда "маломерит" обувь, бывает короткий рукав или узко в плечах). Иногда "пристроем" занимается и сам посредник — если по какой-то причине товар не оплатили, и он у него "завис".
Источники информации: