Тотемизм (на языке североамериканских индейцев оджибве ототем — «его род») — одна из форм родоплеменных верований и культов.
Тотемизм представляет собой комплекс религиозных представлений, мифов, обрядов и обычаев, построенных на уверенности в существовании сверхъестественных кровнородственных связей между человеком и различными предметами, явлениями и существами (тотемами).
Тотем — животное, растение, явление природы и т.д. — воспринимается как реальный первопредок, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всем, связанным с ним общим происхождением и узами родства.
В качестве тотема встречаются ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т.п., но чаще всего — классы животных и растений. Так, например, североамериканское племя оджибве состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т.п.). В Австралии, где тотемизм особенно распространен, даже природные явления распределены между теми же тотемами, что и местное население. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т.д.; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.
В рамках тотемизма возникали и функционировали разнообразные социальные нормы, устанавливающие общественную иерархию и разграничивающие племена и фратрии.
Имела место система определенных запретов, связанных с взаимоотношениями человека и его предка — табу. Так, табу накладывались на поедание тотема или его отдельных частей, за исключением ритуальных церемоний.
Термин «тотемизм» был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791 г. Наиболее обстоятельные исследования тотемизма в XIX–XX вв. осуществили Дж. Мак-Леннан, У.Б. Робертсон-Смит, Дж. Фрэзер и др.
Истолкование и объяснение тотемизма ныне предлагают десятки разнообразных теорий и концепций. Наиболее популярными из них являются: трактовка тотемизма как первоначальной формы религии (Ф. Дюркгейм и др.) и как примитивной интеллектуальной классификационной системы (К. Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций тотемизма наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913). Психоаналитическая концепция тотемизма неоднократно подвергалась разнообразной критике за ее мифологичность и умозрительность.
Источники и дополнительная информация:
- sr.artap.ru — статья «Тотемизм» в кн.: Новейший словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н/Д: Феникс, 2010;
- slovari.yandex.ru — материал из Большой советской энциклопедии;
- slovopedia.com — материал из Новейшего философского словаря (автор — В.И. Овчаренко);
- vatlin.chat.ru — материал из Критического словаря психоанализа Чарльза Райкрофта.