28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Что такое грех в иудаизме?

РедактироватьВ избранноеПечать

Грех (греч. αμαρτια — промах, ошибка, попадание мимо цели; в русском языке слово «грех» также изначально соответствовало понятию «ошибка» — ср. «погрешность», «огрехи») — фундаментальная категория религии и религиозной этики; поступок, действие (либо бездействие), нарушающее заветы Бога, религиозные предписания и традиции; реже — нарушение общепринятых морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. Также грехом иногда считается не только акт, нарушающий заветы, но и само нежелание следовать заповедям Бога и неправедные («нечистые») мысли.

 

По определению, грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние. Грех — это нарушение религиозного (духовного) закона, как преступление — нарушение гражданского закона.

 

В зависимости от того, как понимается суть религиозной жизни, в религиях отличается и понимание греха. В целом в общественном сознании грех стоит между преступным действием, нарушающим закон и подлежащим уголовному наказанию, и обычным действием, не вызывающим порицания или поощрения. Любое неординарное действие является или праведным (похвальным) действием, или подвигом (сверхпохвальным действием), или греховным (осуждаемым) действием, или же преступным (категорически осуждаемым, подсудным) действием.

 

Понятия «преступление», «грех», «праведность» и «подвиг» имеют разное содержание в разные исторические эпохи и в разных культурах. Однако универсальная шкала, устанавливающая их взаимосвязь, остается единой. Оппозиции «преступление — подвиг» и «грех — праведность» затрагивают не только сферы религии, морали и права, но и другие области общественной жизни.

 

В традиции многих дхармических религий грех — понятие скорее субъективное, нежели социальное, и зачастую обозначает любой поступок, отягчающий карму индивида. Череда перерождений напрямую зависит от совокупности плохих и хороших поступков субъекта (понятие о воздаянии). Грех в данном случае — не нарушение воли божества, а нарушение универсального закона (дхармы), единого и непреложного для всех существ.

 

В буддизме и гностически-теософских системах грех — это отклонение от праведности, основанное на неведении, в то время как познание истины выводит человека на путь избавления от неправедной жизни.

 

В иудаизме грех — это нарушение или неисполнение заповеди. В иудаизме их 613, а неевреям предписывается исполнять 7 законов сынов Ноевых. Понятие греха, т.е. нарушение одной из составляющих вероучения, выражено такими синонимами: хет, авон, пеша, ашем, авера, каждый из которых предполагает соотнесенность с нарушениями определенной категории принципов и традиций. Так, «авера» обозначает преступление, заход за черту, а «хет» — отклонение, спотыкание. Слово «хет» в Танахе упоминается 448 раз, а в Торе (Пятикнижии) — 231.

 

В мидраше «Ялкут Шимони» грех описывается с четырех различных сторон: с точки зрения мудрости, пророчества, Торы и Бога:

  • с точки зрения мудрости, грех — это вредоносный поступок по отношению к другим людям и/или к самому себе;
  • пророчество определяет грех как смерть. (Жизнь — это связь с ее источником, Творцом; грех символизирует отказ человека от этой связи — следовательно, приравнивается к смерти.)
  • По Торе, грех — это глупость; необдуманный и неправедный поступок, нарушающий планы Всевышнего о том, как должен существовать и развиваться мир. В момент совершения греха в душе человека наступает затмение, и он идет вразрез со своим истинным желанием;
  • но Бог усматривает во грехе не только отпадение от Него, но и новую возможность: Всевышний даровал Тору, способность самосовершенствования и силы для борьбы с грехом.

Существует раскаяние (тшува) — процесс, подвигающий человека на отказ от греха. В цепочке «грех — наказание — раскаяние — избавление» для человека открывается путь приближения к Богу. Таким образом, понятие «грех» объединяет в себе все четыре определения, связанные между собой.

 

См. также на Геноне: Что такое 7 законов потомков Ноя?

 

В исламе грех прежде всего понимается как слабость человека, его неспособность к выдержке перед искушением шайтана (он же Иблис, дьявол). В общем грех понимается как действие (или бездействие), противоречащее законам Аллаха и заветам Пророка. Самым страшным грехом, разрушающим единобожие, считается приписывание Аллаху «сотоварищей» — помощников, которых как таковых нет и быть не может.

 

В отличие от христианства, где и нечистая мысль воспринимается как грех, в исламе такие мысли считаются словами, нашёптанными шайтаном. В таких случаях Коран рекомендует обращаться к Аллаху с просьбой о защите.

 

В исламе любой грех, исполненный осознанно и по своей воле, является непростительным и остается неискупленным; он будет упомянут в день Страшного суда (день воскресения). Однако человек может раскаяться, совершать добрые дела и стараться не повторять ошибок — в таком случае в день Страшного суда количество его добрых дел может «перевесить» количество грехов, и он может быть прощен.

 

С точки зрения ислама существуют большие и малые грехи. О наиболее пагубных из них пророк Мухаммад говорил: «Сторонитесь семи страшных грехов — многобожия (язычества), колдовства, убийства, ростовщичества, растраты имущества сироты, бегства с поля боя и порочения целомудренных, набожных, но невнимательных женщин». То, какие деяния человека считать более грешными или менее, определяют религиозные традиции и сунна.

 

В православной традиции грех — это извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение норм человеческого бытия, определенных Богом. Грех — это то, что в первую очередь происходит в самом человеке, а затем уже проявляется во внешнем поведении. В церковном понимании грех — рана, которую человек наносит собственной душе.

 

Избавление от греха — в покаянии, т.е. в волевом отвержении греховного влечения. Это не просто критический самоанализ, а покаянное обращение к Богу как к Тому, перед Кем совершил грех, к Тому, Кто может простить, и к Тому, Кто может защитить от его повторения. Благодать Христова, к которой человек приобщается через таинства церкви, понимается как лекарство, способное заживить раны, которые нанес грех. Непростительным грехом, согласно Евангелию, является лишь «хула на Духа» (Мф. 12:31).

 

См. также на Геноне: Что такое грех (в Православии)?

 

В католицизме считается, что грехи может отпускать церковь, поскольку в ее распоряжении находится запас «сверхдолжных заслуг» святых, позволяющих простить грех (отсюда средневековая практика продажи индульгенций).

 

Согласно католичексому Катехизису, Грех есть проступок против истины, разума, чистой совести; это недостаток настоящей любви к Богу и ближнему из-за порочной привязанности к некоторым благам. Он ранит человеческую природу и повреждает человеческую солидарность. Он определен «слово, действие или или желания, противные вечному Закону» (Августин, Против Фауста Манихея, XXII, 27; Фома Аквинский, Сумма теологии, 1–2, 71, 6).

 

Грех является оскорблением Бога, восстанием против любви Бога к людям и отвлекает сердца от Него. Как и первородный грех, обычный грех есть непослушанием, бунтом против Бога из-за желания стать «как Бог» в познании и определении добра и зла (Быт. 3:5). Таким образом, грех является «любовью к себе, доведенной до пренебрежения Богом» (Августин, О граде Божием, XIV, 28). В этом гордом самовозвеличении грех является полной противоположностью спасительного послушания Иисуса Христа.

 

Грехи различаются в зависимости от предмета, как и любой человеческий поступок, или в зависимости от избытка или недостатка добродетелей, которым они противостоят, или в зависимости от заповедей, которые они нарушают. Грехи можно упорядочить в соответствии с тем, касаются они Бога, ближнего или самого человека; их можно разделить на грехи духовные и телесные, или на грехи, совершенные мыслью, словом, поступком или бездействием. Корень греха — в сердце человека, в его свободной воле. В сердце также содержится и любовь — основа добрых и чистых дел, которые грех уязвляет.

 

Римско-католическое учение о покаянии отличает отпущение вины греха от отпущения кары греха. Вина греха есть сам факт греха, противоречие воле Божией. Она отпускается в таинстве исповеди при условии последующего несения кары греха. Последняя есть та совокупность действий, которые человек обязан выполнить для принесения удовлетворения за грех. При этом удовлетворение, принесенное человеком на земле, избавляет человека лишь от части временных, посмертных, мук, которые он заслужил своим грехом (вечные же муки, следствие смертных грехов, отпускаются в таинстве исповеди в силу искупительной заслуги Спасителя).

 

В Средние века «смертными грехами» считались выступления индивидуума против Бога и потворство тем физиологическим и эмоциональным импульсам, которые не согласуются с католическим учением. Католическая иерархия грехов была разработана в V в. Иоанном Кассианом и уточнена в VI в. Григорием Великим.

 

Самым большим грехом считается гордыня, затем по нисходящей идут тщеславие, слабость, гнев, жадность, прелюбодеяние, чревоугодие (Григорий Великий вслед за гордыней ставит похоть, или неумеренность). Производными от каждого из смертных грехов являются остальные грехи, как менее тяжкие.

 

Согласно протестантскому пониманию Библии, грех живет в каждом человеке. Всё человечество, потомство Адама, стало грешным (Рим. 3:10–20, 23). Человек уже рождается грешным (Пс. 50:7 — «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», Пс. 57:4). Грех поражает душу (сердечные помыслы) человека («Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21) «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9); Матф. 15:18–20. Человек не может искупить свой грех собственными усилиями (Пс. 48:8).

 

Бог и грех несовместимы. Господь опечален грехом (Пс. 77:56 — «Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли»). Бог гневается на грех (Ин. 3:36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем»), ненавидит грех (Пр. 6:16–19 — «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». Бог наказывает грех (Быт. 3:15–19).

 

Бог обещал избавить человека от власти греха. Он прощает исповеданный грех (1 Иоанна 1:9 — «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»). Бог очищает от греха (Евреям 1:3 — «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте»). Он послал Сына своего Иисуса Христа умереть за грехи людей (Ин. 3:16–17).

 

Спасение зависит от человеческого желания (свободная воля): каждый человек может принять Иисуса Христа своим Спасителем или отвергнуть Его. Таким образом человек выбирает вечную жизнь или вечную смерть (Иоанна 3:16–18 — «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия»). В результате сам человек выбирает спасение или осуждение (Марк 16:16 — «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»). В соответствии с лютеранской «Книгой согласия» (1580), «Бог прощает нам наши грехи только лишь по милости Своей, без каких-либо дел, заслуг или достоинств с нашей стороны» [1].

 

В протестантизме акцент переносится с личных проступков на неискоренимую греховную природу человека, которая нуждается в искуплении. Принявший Христа верующий («спасенный») получает прощение всех грехов и новую духовную природу, позволяющую ему жить свято при поддержке Святого Духа и преодолевать грехи и их последствия в ходе христианской жизни и следования за Христом.

 

Кроме небольшого числа христианских перфекционистов, протестанты в целом убеждены, что человек до конца земной жизни сохраняет склонность ко греху и согрешает. Однако Бог прощает человеку исповеданные грехи и силой Святого Духа дает силы не грешить дальше.

 

Греховными в протестантизме считаются все поступки и помыслы, осуждаемые Библией. Любой нераскаянный грех, который совершает человек, — это «грех к смерти», но возрожденный духовно христианин кается в совершенных грехах и не подлежит Божьему осуждению как прощенный грешник.

 

В современном обществе, где религиозная идеология не является господствующей, вместо слова «грех» часто используют более нейтральное — «проступок». Однако и в настоящее время в повседневном словоупотреблении слово «грех» продолжают использовать для обозначения любых существенных промахов («грехи молодости») и в ряде других, прямо не связанных с религией, смыслах («не грех», «как на грех» и т.п.).

 

В то же время следует учитывать, что понятие «грех» невозможно выразить в терминах светской этики как просто моральный запрет, а тем более в таких терминах, как «вина», которое сегодня отсылает к некоторым направлениям современной психологии. Термин «грех» и противоположный ему термин «заповедь Божия» не могут быть сведены к статусу элементов системы моральных ориентиров, хотя и несут в себе ярко выраженное нравственное содержание. Но это содержание является аспектом религиозной жизни человека и предполагает, прежде всего, путь духовной жизни в контексте религиозного сообщества.

 

См. также на Геноне:

Источники и дополнительная информация:

  • ru.wikipedia.org — материал из «Википедии»;
  • sr.artap.ru — статья «Грех» в кн.: Новейший словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н/Д: Феникс, 2010;
  • rg.ru — «Грешным делом» (материал из «Российской газеты»;
  • karelin-r.ru — «Метафизика греха» (архим. Рафаил (Карелин));
  • pagez.ru — современная римско-католическая сотериология;
  • krotov.info — римско-католический катехизис о грехе (по изданию 2001 г.);
  • cogmtl.net — сущность и происхождение греха (протестантская точка зрения).

Дополнительно на Genon.ru о религии:

Последнее редактирование ответа: 24.10.2010

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Что такое грех в иудаизме»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.