Ареопаг (др.-греч. Αρειος παγος, буквально — «холм Ареса»)
1) орган власти в древних Афинах; назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя.
Возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнявшихся из бывших архонтов, кандидатов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Ареопаг являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Главными функциями ареопага было наблюдение за соблюдением законов и суд по делам, связанным с убийствами. Само судилище располагалось на одноимённом холме, где, по преданию, проходил суд над богом Аресом за пролитие крови Посейдонова сына. Эсхил выдвигает версию, согласно которой холм назван в честь амазонок, разбивших на нём лагерь во время осады Афин. В Ареопаге с проповедью выступал Апостол Павел. Принято считать, что с этого выступления в Греции зародилось христианство.
Ограничение власти ареопага началось с развитием афинской рабовладельческой демократии. Первые попытки ограничений были предприняты Солоном (VI в. до н. э.). Реформа Эфиальта (462 г. до н. э.) ликвидировала значительную долю политической власти и влияния ареопага, сохранив за ним функции суда по некоторым уголовным и религиозным преступлениям. До конца эпохи античности ареопаг оставался авторитетным властным и судебным органом Афин. В трагедии Эсхила «Эвмениды» учредительницей ареопага выступает Афина.
Согласно книге «Деяния Апостолов», в ареопаге в I в. н. э. была провозглашена известная проповедь апостола Павла о единобожии и воскресении Иисуса Христа. Принято считать, что с этой проповеди в Греции начало утверждаться христианство. Членом ареопага был и Дионисий Ареопагит — афинский мыслитель, христианский святой. Согласно церковному преданию, он был учеником ап. Павла (Деян. Ап. 17:34) и первым епископом Афин. В 95 г. он был послан Климентом Римским во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в период гонений Домициана ок. 96 г. Ему приписывают сочинения, известные как «Ареопагитики» (на самом деле написаны ок. V в. н.э.).
2) название Верховного суда в Греции.
3) название рукописного журнала, выходившего в Ришельевском лицее (Одесса) с 1828 года и выступавшего за идеалы русской культуры в противовес французскому влиянию.
Источники и дополнительная информация:
Дополнительно на Genon.ru: