Минимализм — направление в искусстве, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов, малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализм, интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашел применение и в других видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.
Минимализм в дизайне и архитектуре, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Минимализм является продолжением идей конструктивизма и функционализма. Начало ХХ века характеризуется бурным ростом промышленности, появлением новых технологий. Резко меняется темп жизни. Вальяжный, медлительный ХIХ век уступает место стремительному и напористому веку новому. Поскольку в социальной жизни общества теперь активно участвуют все слои населения, а не только аристократическая верхушка, стиль жизни в значительной мере упрощается и избавляется от условностей. При использовании стиля минимализм упрощается архитектура жилых домов, интерьеры лишаются пышного декора. Минимализм с его простыми формами и предельной функциональностью каждой детали интерьера представляется стилем будущего. Одной из самых популярных этнических разновидностей минимализма является японский минимализм. Здесь часто используют перегородки-ширмы, тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и лаконичные аксессуары, букеты-икебаны, статуэтки, скульптура. Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников, как правило, не видно или они просты по форме. Также органично будет выглядеть бамбук, абажуры из рисовой бумаги и немногословные включения камня.
Минималистское направление в изобразительном искусстве активно развивалось в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века. Основная идея минимализма основана на простоте формы и содержания, нивелирующая персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей.
Первые зачатки минимализма обнаруживаются уже в XVIII веке. В 1777 году Иоганн Вольфганг Гёте, величайший немецкий поэт, философ и художник, воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру. Скульптура представляет собой «сферу — эмблему мобильности, поддерживаемую кубом — эмблемой стабильности». Гёте назвал скульптуру «Алтарём удачи», отдавая дань традиции изображать фортуну в виде «девочки на шаре», непостоянной, стремительной, которую невозможно удержать. Куб же всегда олицетворял устойчивость, прочность, правильность. Замысел прост как добродетель, которую символизировал куб, должна принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей идеально ровной поверхности.
В двадцатые годы XX века начало концептуальной разработке теории и практики минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками как Казимир Малевич и Марсель Дюшан. Сформулированный принцип и сущность минимализма в живописи отражен у Казимира Малевича: «Цвет — сущность живописи, которую предмет всегда убивал». К близким течениям и проявлениям минимализма относятся такие художественные направления как абстракционизм, дадаизм, супрематизм и беспредметизм взявший за основу концепцию отрицания предметности. Виктор Сизов изобразив картину «Желтый квадрат» положил тем самым начало развития теории и практики направления, где принцип «отрицания предметности» выраженный в картине «Желтый квадрат» соотносится с принципом «абсолютного упрощения», как крайнего проявления сущности минимализма. Направление в живописи и скульптуре, искусство минимализма сведено к своей основной сущности, оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. В то же время минимализм способен пробудить возвышенные чувства и ощущения бытия. Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флюоресцентные трубки, для создания геометрических форм, часто большими сериями. Подобная скульптура, не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, зато рассчитана на тактильное восприятие зрителем.
Минимализм в литературе это эстетика малых форм. На Дальнем Востоке она представляет собой основу национальной поэтической традиции — хокку. Японцам и китайцам принадлежит право первородства в эстетике малого. Что касается европейской малой формы, как эпиграмма, эпитафия, афоризм, то она, может, и не менее древняя, чем восточная, но совсем другая. Принципиально открытое, незавершенное, фрагментарное лирическое высказывание, к тому же неструктурированное силлабо-тоникой, долгое время считалось экзотикой, восточными мотивами. И сегодня существующая верлибрическая миниатюра в русской поэзии имеет скорее западное, нежели восточное происхождение.
Минимализм представляет собой не просто эстетику малых форм. Формы могут быть сколь угодно громоздкими. Но минимализм, эстетика малого, «минимума». Это особый тип художественного поведения, актуализированный именно постмодернистской эпохой, являющийся основой всей постмодернистской художественной стратегии. Суть заключается не в обращении к «минимальному», а в «минимальном обращении», в минималистской установке писателя. Это не только разговорный язык, а вся языковая практика это живой, текучий процесс, переплетения функциональных стилей. От словарных разграничений отказывались и раньше футуристы, но вот открытие прямой эстетизации функциональности принадлежит конкретистам. И возможным оно стало только в силу чисто минималистской редукции, отказа от лирического монологизма, от органики самовыражения в пользу отчужденного, как бы самоорганизующегося диалога, многоголосия функциональных стилей, языков. С точки зрения общей эстетики в качестве художественной стратегии минимализм относится к гораздо более широкому кругу авторов, чем в качестве тактики, конкретных элементов поэтики. Переход от модернистского максимализма к постмодернистскому минимализму это важнейшая из реалий постмодернистской ситуации, а без понимания этих реалий трудно адекватно воспринимать современное искусство.
Минимализм в музыке — это современная композиционная техника, придерживающаяся при создании музыкальных структур принципа минимального числа элементов и упрощённой связи между ними. Термин «минимализм» относится к музыке, для которой характерны некие общие черты, такие как повторение, часто короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени, или состояние покоя, часто в форме гула, баса и протяжных звуков. Таковы критерии минимализма. По времени звучания подобные произведения некоторых композиторов длятся по нескольку часов. Минималистская музыка часто приобретает медитативный характер и имеет сходство с некоторыми пластами традиционной музыки Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии.
Источник:
- Минимализм. В свободной русской энциклопедии «Традиция».
Дополнительно на Genon.ru: