Суккóт — библейский праздник кущей; один из основных праздников еврейского народа. Начинается 15 числа месяца тишрей (осенью) и продолжается семь дней (в диаспоре — восемь). В это время традиция предписывает евреям выходить из домов и жить в сукке (т.е. шалаше, «кущах»), вспоминая о странствиях предков по Синайской пустыне после их Исхода из Египта.
Первый (в диаспоре также и второй) день — йом тов (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни — хол ха-моэд (дни, в которые работа разрешается); восьмой день после начала Суккот — также йом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет (буквально «восьмого — праздничное собрание»), который в государстве Израиль совпадает с праздником Симхат-Тора.
Согласно Библии, Суккот — «праздник собирания [плодов]» (Исх. 23:16; 34:22): «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор. 16:13), праздновавшийся «в конце года» (Исх. 23:16, 34:22). Суккот — один из трех (наряду с Шавуот и Пасхой) израильских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом (Исх. 23:16, 34:22; Лев. 23:34–36, 39–43; Чис. 29:12–38; Втор. 16:13–15). С древнейших времен суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников, и поэтому назывался «праздник Господа» (Лев. 23:39; Суд. 21:19) или просто «праздник» (3 Ц. 8:2, 65; 12:32 и др.).
Существует мнение, что в своей основе суккот — сельскохозяйственный праздник, который был широко распространен у народов древнего Ближнего Востока, а его связь с Исходом — позднейшего происхождения. Исследователи отмечают, что во время скитаний по пустыне израильтяне жили не в кущах, а в шатрах, однако предписание жить в течение семи дней в кущах объясняется памятью о времени Исхода. Освящение Соломоном Иерусалимского храма было произведено в Суккот (3 Царств. 8), и потому, согласно Втор. 31:10–11, каждый седьмой год на праздник Суккот следует читать Тору на общем собрании народа. Изначально, как и Песах, Суккот продолжался неделю; после вавилонского пленения был добавлен восьмой день.
В книге Левит (23:39–43) содержатся два особых предписания, связанные с Суккот: «В кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». В раввинистической традиции эти растения назваются арбаа миним (буквально «четыре вида») — этрог (вид цитрусовых; плод, похожий на лимон), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба).
После разрушения Второго храма Иоханан бен Заккай предписал, чтобы евреи, где бы они ни праздновали Суккот, брали арбаа миним в руки каждый день на протяжении всех семи дней праздника в память о Храме (Сук. 3:12). Арбаа миним нужно держать в руке во время произнесения галлеля, который произносится в Суккот полностью: Пс. 113–118 (в русской традиции 112–117); следует плавно помахивать ими при начале Пс. 118 (117) и во время произнесения стиха 25 этого псалма (Сук. 3:4). Сначала следует помахать на восток, затем на юг, запад и север — вверх и вниз. В конце синагогальной литургии Сефер-Тора вынимают из ковчега (арон кодеш), и участники литургии обходят биму, держа в руках арбаа миним в память о процессиях вокруг храмового алтаря. В первый день праздника каждый должен брать собственные арбаа миним, а в остальные дни разрешено одалживать их у других. Бенедикция, в которой арбаа миним называются по самому крупному из растений, лулаву, звучит следующим образом: «Благословен Ты... Который освятил нас Своими заветами и повелел нам взять в руки лулав» (Сук. 46).
Раввинистические авторитеты упоминают особую церемонию «возлияния воды» в течение семи дней праздника (Сук. 4:9). Саддукеи отвергали эту церемонию. Обряд возлияния воды, сопровождавшийся игрой на свирели, осуществлялся только в хол ха-моэд и назывался симхат бет-ха-шоэва (буквально: «веселье в месте, где черпают воду»). Обряд, по-видимому, основывается на стихе из книги пророка Исайи: «И в радости будете черпать воду из источников спасения». В Талмуде говорится, что тот, кто никогда не видел симхат бет-ха-шоэва, никогда не видел подлинного веселья (Сук. 5:1).
Правилам относительно сукки посвящен особый трактат «Сукка» в Талмуде. При строительстве сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены разрешается делать из любого подручного материала. Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта — так, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь. У сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом). Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен съесть в ней по меньшей мере кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в сукке. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов общины, у которых нет своей сукки.
Шмини ацерет празднуется в соответствии с библейским предписанием «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание [ацерет]; никакой работы не делайте» (Чис. 29:35). Законоучители рассматривают Шмини ацерет как отдельный праздник. В этот день произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.
Праздник Суккот в Израиле всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил свой народ изобилием. Одним из атрибутов праздника Суккот традиционно является арбаа миним. Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа.
Первые два праздничных дня праздника Суккот, а также в Шмини Ацерет (восьмой день) зажигают праздничные свечи. По обычаю, праздничные и субботние свечи зажигают в сукке (шалаше), но если сукка плохо защищена от ветра, то свечи зажигают дома. Перед зажиганием произносят благословение о свечах праздника и благодарственное благословение.
Дни, на которые приходится Суккот
В 2009 году (5770 г. по еврейскому летоисчислению) Суккот выпадает на 3 – 9 / 10 октября.
В 2010 году (5771 г. по еврейскому летоисчислению) Суккот выпадает на 22 – 29 / 30 сентября.
Источники и дополнительная информация:
- eleven.co.il — статья «Суккот» в Электронной еврейской энциклопедии;
- en.wikipedia.org — статья «Суккот» в Википедии (англ. яз.);
- rian.ru — иудейский праздник Суккот (справка РИАН);
- jafi.org.il — праздник Суккот: информация общего характера и библейские источники;
- shofar.ru — статья «Суккэс»;
- evrey.com — Рав Элиягу Эссас. «Суккот: Как воспользоваться свободой?»;
- moshiach.ru — П. Альмони. «Суккот и Симхат Тора».
Дополнительно от Genon.ru о Библии и иудаизме: