Самых главных направлений в буддизме два (в некоторых школах выделяют три) – буддизм традиции Махаяна и буддизм традиции Тхеравада (в буддизме Тхеравады сильно влияние нумерологии).
В традиции Тхеравады считается, что, восприняв учение Будды, некоторые последователи также сумели достигнуть состояния полного просветления. Таких свидетельств насчитывается 28 за всю историю буддизма. Поэтому в религиозной практике многих народов (в особенности в Бирме) почитается 28 Будд.
Традиция Махаяны основана на религиозном каноне, исполненном на языке санскрит, а Тхеравада – на древнем языке пали. В этих двух традициях имеются как несущественные, так и глубинные различия, о которых будет сказано несколько позднее. Соответственно наибольшее распространение буддизм Махаяны получил в таких странах, как Индия, Пакистан, Непал, Китай, Монголия, Бурятия, а буддизм Тхеравады – в Камбодже, Бирме, Лаосе, Тайланде, на Шри-Ланке. Однако в основе обеих традиций лежит признание принципа боттхисатвы – великого человека, учителя, который своим жизненным примером и мировоззрением заслужил перевоплощения в Будду путём ухода в нирвану, но остаётся в этом мире перерождений и воплощений для оказания духовной помощи остальным.
Буддистская традиция, так же как и практически любая религия, в своей философии, поучениях, правилах, церемониальной практике и религиозных медитациях основана на священных текстах. У буддистов таким текстом является канон Типитака. Канон состоит из трёх частей: виная-питака (корзина правил или дхарма - закон), сутта-питака (корзина поучений) и абидхама-питака (корзина чистого знания, т.е. толкование учения).
Буддизм Тхеравады признаёт два основных состояния Будды – Будда поучающий (самьяксан) и Будда безмолвный (пратьека). Отсюда различия в изображаемых образах Будды.
Традиционно Будда изображается в трёх позах – стоя, лёжа или сидя. Истощённым (в сидящей позе) он изображается в знак предпринятой им аскезы во время медитации. Также в основном в Китае распространено изображение Хотей (веселящийся упитанный Будда). Будда как принцип – вечен, он уже неоднократно (около 500 раз) воплощался в земной жизни. Будда как человек – реальный исторический персонаж. Часть буддистского учения, изложенная в Дикха Никая (Сутра Знаков) разработала даже систему физических признаков Будды – 32 основных и 80 дополнительных анатомо-физиологических признаков, по которым можно определить очередное земное воплощение Будды. Согласно учению считается, что Будда – единственно пробуждённое состояние, полностью свободное от заблуждений, пороков и желаний и постигшее суть природы вещей.
Зародившись как религиозное течение в Индии, буддизм ранее всего распространился на Цейлоне, где впервые был создан священный текст учения Тхеравады - палийский канон Типитака. Известно, что в монском королевстве Суфаннапум уже в III веке до н.э. существовал культ поклонения Будде, пришедший сюда с Цейлона. Монский народ первым адаптировал буддизм на полуострове Индокитай. В XI веке монское государство пало в борьбе с бирманцами, их столица Татон перешла под контроль завоевателей. Король монов Мануха передал Типитаку и священные реликвии Будды (несколько волос и 4 зуба) бирманскому королю Багана Анаврате, который восприняв учение буддизма Тхеравады от покорённых им монов, сделал его государственной религией в первой бирманской империи.
С конца XIX века в Тайланде получила распространение и лесная традиция буддизма – некоторые монахи уходили в джунгли для медитации в целях достижения просветления. Они становились особо почитаемыми и нередко их почитали как святых. Их аскеза считается наивысшим духовных подвигом. Всего в Тайланде почитается 13 таких старцев, в разные времена практиковавших лесную традицию. Их изображения часто можно видеть в тайских домах подобно иконам.
Основоположником такой практики являлся монах Пра Ачан Сао Катасило Махатхера (1861-1941). Его наставления не были записаны и передаются в устной традиции верующих и монахов. Его ученик и последователь монах Пра Ачан Мун Пхуридатто (1870-1949) имел уже огромное число почитателей и учеников, его наставления стали впоследствии предметом изучения, в том числе и в Буддистских Университетах.
Во второй половине XX века стала распространённой традиция отдавать мальчиков-подростков (не младше 8 лет) в монастыри на временное послушничество и обучение языку пали и основам религиозного учения. Их называют «дек ват» (монастырские дети). Некоторые впоследствии избирают для себя путь постоянного монашества. Вообще же, даже взрослые периодически проходят временное послушничество в монастырях. Как правило, это связано с серьёзными событиями в жизни (смерть близких и проч.).
В Тайланде (в отличие от буддизма Махаяны) признаётся учение о заслугах и поэтому временное послушничество рассматривается как путь облегчения загробной участи умерших. В отличие от бирманской традиции в Тайланде не так широко распространено послушничество и монашество женщин – есть всего три женских монастыря. Минимальным возрастом полного посвящения в монашество является 20 лет. Монахам предписано соблюдение 227 монашеских правил, а монахиням – 311.
Церковный календарь основан на лунном календаре. Поэтому время наступления большинства праздников исчисляются по фазам луны и имеют переходящую дату. Наиболее значительные праздники всегда приходятся на полнолуние, которое ещё по древней традиции называют днём восковой луны.
Макха Пуча – один из главных праздников, отмечаемый в память события из жизни Будды, когда 1250 последователей его учения из разных концов света – монахов арахантов (просветлённых), не договариваясь и не будучи приглашёнными, одновременно пришли в храм Велуват в Индии, чтобы выслушать наставления Будды. В этот день особенно стараются сделать добрые дела, помочь нуждающимся, жертвуют монастырям облачения, деньги и необходимые предметы.
Висакха Пуча (Весак) – день рождения Будды. Формально дата дня рождения Будды была установлена на Всемирной Буддистской конференцией только в 1950 г. Поэтому по традиции с этим праздником связывают не только рождение Будды, но и его просветление и уход в нирвану. Во время церемонии празднования особенно вспоминают 8 заповедей буддизма: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не потворствуй грязным речам, не принимай вреда внутрь себя (алкоголя, дурманов), воздержись от чрезмерного чревоугодия, воздержись от чувственных соблазнов, воздержись от чрезмерной роскоши. Считается особой добродетелью в этот день доставить радость несчастным. Поэтому, кроме содействия нуждающимся и одаривания их, непременной частью церемоний является отпускание на волю из клеток птиц, животных.
Асалкха Пуча (Асанха) – празднуется в память о проповеди Будды и обретения священной Сангхи (текста правил).
Паварана – празднуется в ознаменование окончания сезона дождей в Юго-Восточной Азии. Предание гласит, что в этот день Будда поучал монашествующих искусству безмолвия и все они хранили молчание три месяца. В этот день принято просить прощения у всех, кому за долгий период сезона васса (сезон дождей, но не по реальному погодному, а по буддистскому календарю) были причинены обиды и несправедливости.
Анапанасати – последний в году большой буддистский праздник в ознаменование того, как Будда призвал учеников последовать уединению и медитации.
Сонгкран. Этот праздник приходится на середину апреля и длится 3-5 дней. Праздник символизирует чествование воды как чистой стихии. По традиции люди собираются на берегах рек или на морских пляжах и обливают друг друга водой. В эти дни монахам преподносятся дары с непременным подарком - туалетной водой. Атмосфера праздника отличается необычным весельем. Также центральной церемонией праздника является выпускание в водоёмы рыб для разведения.
Лой Кратонг. Символизирует поклонение священным следам ног Будды, оставленным на берегу реки Намада в Индии. Фестиваль - один из самых красочных в Тайланде. По воде вечером пускаются специально изготовленные венки из цветов, украшенные зажжёнными свечами. Также в небо отпускаются летящие вверх огненные фонарики. В народе этот фестиваль также ассоциируется как праздник влюблённых - многие, пуская по воде кратонги (венки) загадывают на возлюбленных и просят Будду послать взаимную любовь и верность.
Рек На. Этот праздник можно было бы по-русски назвать фестивалем первой борозды. Он знаменует собой начало сельскохозяйственного года. Запряжённые парой белые быки с окрашенными золотом рогами, ведомые брахминами, вспахивают первые полосы рисовых полей. Праздник символизирует участие семилетнего Будды в аналогичной церемонии, проводимой его отцом. Церемония носит торжественный характер, происходит при большом стечении людей, монахов из близлежащих монастырей. Поля благословляются монахами и членами королевской фамилии в ожидании плодородия.
Уламбана. Этот фестиваль больше свойственен странам с традицией Махаяны, но празднуется также в Бирме и в Тайланде. Считается, что в этот день открыты ворота ада и демоны имеют власть выйти и спуститься на землю для искушения праведников. Верующие ходят на кладбища, поминают своих умерших, оставляя продукты, цветы и зажжённые свечи и благовония.
Помимо этих праздников, верующие, приверженные лесной традиции и Дхаммаютике (течение, основанное королём Монгкутом - Рамой IV в годы его монашества), отмечают свои особые дни, не являющиеся обязательными праздниками всей тайской Сангхи. Отмечаются и так называемые "местные" праздники, посвящённые святым монахам-арахантам, мощам, конкретным монастырям или местныс священным реликвиям.
Обрядово-церемониальная практика у буддистов различных направлений имеет некоторые различия, но в основе своей обряды включают поучения монахов, чтение мантр, медитации, поклонение статуям Будды. Частные беседы с монахами верующих несколько похожи на христианские исповеди. Завершением монастырских обрядов для верующих является выливание воды (сначала во время чтения монахом мантры вода выдивается из одного сосуда в другой тонкой струйкой, затем монах произносит мантру над этой водой, а затем верующий должен вылить её под дерево). Существует множество специальных обрядовых церемоний, посвящённые особым событиям.
Между традициями Махаяны и Тхеравады долгое время существовали острые противоречия, касающиеся «чистоты» учения. Однако в современном буддистском мире довольно мирно уживаются обе традиции. Более того, буддизм не отвергает как «ложные» учения других мировых религий, воспринимая определённые универсальные истины и проповедуя их.
Буддизм Тхеравады содержит много символических верований в знаки, талисманы, признаки сопутствия удачи. Существует выработанная веками система символов, чаще всего основанная на вере в то, что людям, рождённым в определённые дни недели, следует придерживаться «своих» символов и признаков удачи в жизни. Такая система символов получила название Прачам ван. Согласно этой системе, каждому дню недели соответствует свой определённый цвет, планета, символическое или реальное животное, божество. 8 основных поз Будды также относятся каждая к определённому дню недели. Для среды существует 2 изображения позы Будды (дневное и ночное). Соответственно, каждый родившийся в определённый день недели (а родившийся в среду – ещё и в определённое время суток) должен особенно поклоняться и испрашивать жизненной удачи у определённого изображения позы Будды.
Использованные материалы:
topasia.ru - описание буддийских праздников и традиций
sunhome.ru - статья о буддизме и его основных направлениях
krugosvet.ru - справочный материал на тему «Будда и буддизм»