World of Tanks (рус. Мир танков) — компьютерная игра, клиентская массовая многопользовательская онлайн-игра в реальном времени в жанре аркадного танкового симулятора в историческом сеттинге Второй мировой войны, разработанная белорусской студией Wargaming.net. Разработчиками игра позиционируется как MMO-экшен с элементами ролевой игры, шутера и стратегии. Концепция «World of Tanks» базируется на командных танковых сражениях в режиме PvP. Онлайн-релиз русской версии игры состоялся 12 августа 2010 года. Онлайн-релиз World of Tanks на территориях Европы и Северной Америки состоялся 12 апреля 2011 года.
Игра базируется на схеме Free2Play; сами разработчики декларируют только бесплатное скачивание клиента и бесплатный вход в игру.
История
Идея игры, по словам разработчиков, возникла 29 или 30 декабря 2008 года. Официальный анонс игры был сделан студией Wargaming.net 24 апреля 2009 года. По заявлению разработчиков, для создания игры «World of Tanks» был запланирован самый большой бюджет в истории игровой индустрии стран СНГ, однако точных данных о бюджете игры нет. Альфа-тестирование игры началось в сентябре того же года; на тот момент было создано всего пять моделей танков и одна незаконченная карта. К моменту начала закрытого бета-тестирования 30 января 2010 года были готовы уже несколько десятков моделей бронетехники и три полностью законченных карты. За четыре месяца на участие в бета-тесте было подано около 40 000 заявок, в ходе тестирования проведено более 400 000 боёв.
24 июня 2010 года началось открытое бета-тестирование игры; в первой версии открытого бета-теста игрокам были доступны школы танкостроения СССР и Германии и семь различных карт.
8 июля стартовал закрытый бета-тест англоязычной версии «World of Tanks».
12 августа состоялся онлайн-релиз «World of Tanks», однако по техническим причинам сервера игры заработали только 13 августа 2010 года.
Согласно официальному пресс-релизу Wargaming.net, на 16 ноября 2010 года количество людей, играющих в «Мир танков» во всем мире, составляло 700 000 человек. По прошествии трёх месяцев с момента онлайн-релиза российская версия игры насчитывала 500 000 пользователей, из них активными являлись 350 000 игроков. В западной версии «World of Tanks», закрытый бета-тест которой начался 8 июля, по состоянию на 16 ноября 2010 года было зарегистрировано около 200 000 человек, из которых 150 000 являлись активными игроками. Наибольшее число одновременно находящихся в игре игроков составляло свыше 43 000 человек в российской, и 10 000 человек — в западной версиях игры. В среднем игроки проводили в игре 3 часа 20 минут в день; с сентября 2010 года состоялось более 10 000 000 боёв.
По информации разработчиков, 4 января 2011 года, менее чем через год с момента запуска закрытого бета-теста в России, количество зарегистрированных пользователей «World of Tanks» превысило 1 000 000 по всему миру (Россия, Европа, Америка).
5 января 2011 года на сервере русскоязычной версии игры «Мир танков» находилось 74 536 игроков, что, по заявлению компании Wargaming.net, стало новым мировым рекордом среди ММО-игр по одновременному пребыванию игроков на одном сервере. Рекорд был официально зафиксирован Книгой рекордов Гиннесса 23 января 2011 года и составил 91 311 игроков.
По утверждению официального сайта, 18 января 2011 года количество зарегистрированных пользователей на русскоязычном игровом сервере «World of Tanks» превысило 1 000 000.
27 января 2011 года англоязычная версия игры перешла в режим открытой бета-версии; её релиз состоялся 12 апреля 2011 года.
По утверждению разработчиков, к 17 марта 2011 года число зарегистрированных пользователей на российских серверах составляло около 1 400 000, а пиковая нагрузка по вечерам достигала 120 000 игроков.
По состоянию на 24 мая 2011, менее чем через год со дня официального релиза игры, число зарегистрированных пользователей на русскоязычном сервере достигло двух миллионов, а на североамериканском — превысило миллион.
25 сентября 2011 число одновременно играющих пользователей превысило 212 000 игроков, что вызвало перегрузку игрового кластера.
Разработчики предполагают развивать проект ещё как минимум 5-7 лет.
На 21 декабря 2011 года, по сообщению компании Wargaming.net, количество игроков, зарегистрированных в World of Tanks, превысило отметку в 18 млн человек по всему миру. 19 марта 2012 года это число превышало 20 млн человек.
Геймплей
В «World of Tanks» игроки включаются в сражения сразу же, без предварительных игр в одиночном режиме, что позволяет сравнивать игру с Battlefield Heroes. Изначально игрок получает в своё распоряжение по одному лёгкому танку каждой нации с необученными экипажами. Участвуя в сражениях, игрок зарабатывает «кредиты», тренирует экипаж и накапливает очки опыта для получения доступа к новым узлам и боевым машинам. Каждая модель бронетехники имеет ряд узлов — орудие, башню, ходовую часть, двигатель и радиостанцию — которые можно заменить на более совершенные образцы. Апгрейды техники производятся в «ангаре» в промежутках между боями. «Кредиты» расходуются на ремонт повреждённого танка, приобретение боеприпасов, расходных материалов и дополнительного оборудования; на них также приобретаются усовершенствованные узлы и новые боевые машины. От неиспользуемого оборудования, боеприпасов и танков можно избавиться, выручив часть их первоначальной стоимости. В дальнейшем планируется ввести возможность внутриигровой торговли между игроками.
Игровой процесс в «World of Tanks» основывается на битве двух случайно подобранных команд по 15 игроков — при этом в одной команде могут сочетаться танки разных наций и годов выпуска, реальные танки и экспериментальные модели. Условие победы в битве — полное уничтожение команды противника либо захват его базы, для чего один или несколько танков должны находиться в отмеченной зоне некоторое время, не получая при этом повреждений. В ближайшее время ожидается введение режимов «штурм-оборона» (одна из команд должна, отбив атаку команды противника, удержать заданную точку) и «встречный бой» (команды пытаются захватить единственный на карте контрольный пункт).
Общение между игроками во время боев и координация действий осуществляются через текстовый чат либо голосом (между игроками в составе взвода, роты, либо в тренировочных комнатах). Игрок, танк которого уничтожен, выбывает из боя, но может либо наблюдать за сражением в режиме свободно переключающейся камеры, либо покинуть поле боя и вернуться в ангар, откуда немедленно отправиться в другое сражение на другом танке, или дождаться возвращения повреждённого танка из боя. Имеется рейтинговая система, которая отображает статистику побед и поражений и фиксирует достижения отдельного игрока.
Имеется несколько основных режимов камеры: вид от третьего лица, когда игрок наблюдает за танком со стороны, и вид через прицел, который приближает объекты для более точных выстрелов. Существует также и третий режим камеры — гаубичный (при использовании САУ с навесным огнём). При включении этого режима можно наблюдать всю карту сверху, приближая или отдаляя камеру для прицеливания.
Большое значение в «World of Tanks» уделяется исторической достоверности боевых машин. Это касается их внешнего вида, близкого к реалистичности бронирования, расположения внутренних и внешних агрегатов и экипажа. При создании моделей танков разработчики консультировались с военными историками и экспертами в области танкостроения, в том числе с автором известного броне-сайта Василием Чобитком.
В игре реализована сложная модель повреждений, учитывающая тип и толщину брони, скорость снаряда и угол его встречи с бронёй, тип боеприпаса и ряд других факторов. Состояние танка также не исчерпывается единственным параметром «здоровья»: в конструкцию каждой машины заложены объекты, соответствующие двигателю, ходовой части, орудию, боеукладке, бензобакам и прочим наиболее важным в функциональном плане узлам, а также членам экипажа; при этом каждый такой объект может быть повреждён индивидуально, что соответствующим образом скажется на поведении танка: повреждение двигателя обездвижит танк, пробитый бак может вызвать пожар, а контуженный командир не сможет эффективно обнаруживать замаскированные вражеские танки.
Однако, несмотря на детальную проработку внешнего вида танков, приближенную к реальности модель повреждений, расчёты баллистики и пенетрации брони, достоверность поведения бронетехники в бою принесена разработчиками в жертву «играбельности»: упрощено управление, ускорено движение танка и перезарядка орудия, обзор адаптирован под игрока. Сами разработчики также не отрицают аркадных элементов игры: Wargaming.net: Мы предпочитаем называть нашу игру MMO-экшеном. Хотя черты и симулятора, и аркады в игре присутствуют. Стопроцентным танковым симулятором World of Tanks назвать нельзя, потому что ставка делается не на абсолютную достоверность в управлении танками, а на динамику боев. Мы не ставили перед собой цели создать сложный симулятор, так как это могло бы повредить интенсивному и захватывающему геймплею. Так что World of Tanks — это скорее сетевой экшен с элементами симулятора, аркады и даже стратегической игры.
В игре реализован «туман войны»: местонахождение бронетехники противника неизвестно, вражеский танк становится видимым для игрока только в случае, если командир его танка способен «разглядеть» вражескую машину; при этом обнаруженный танк становится виден и другим игрокам команды, если они находятся в радиусе действия рации обнаружившего. Вероятность обнаружения противника зависит от дальности обзора из танка, опытности экипажа, использования противником маскировки, а также целого ряда других факторов, и рассчитывается динамически; ввиду сложности и ресурсоёмкости расчёт видимости может происходить с задержкой.
Разработчики не исключают возможности появления в игре средств поддержки танков, таких как авиация, артиллерия и даже пехота.
На момент онлайн-релиза в игре был возможен только вход в бой взводами до трёх танков либо тренировочные бои. В версии 0.6.2 были введены ротные бои 15 на 15 человек; патч 0.6.2.8 ввёл в игру кланы и межклановые бои за территории на глобальной карте, называющиеся в игре «Мировая война».
Игрок, состоящий в клане, получает приписку (тег) клана в конце никнейма и доступ к отдельному внутриигровому каналу текстового общения между членами клана. Для режима «Мировая война» создана глобальная карта, включающая Европу, части Азии, Северной Африки, Аравии и всю территорию России, разделённая на небольшие зоны влияния, за контроль над которыми и происходят сражения между кланами. Чем больше территорий будет находиться под контролем клана, тем больше игровых преимуществ он получает. За владение территорией в казну клана поступает внутриигровая валюта — «золото», обычно покупаемая за реальные деньги. Количество «золота», получаемого с территории, растет с её отдалением от зоны десантирования и доходит до 4560 единиц в сутки, тогда как в зоне десанта в сутки получают только 240 единиц. «Золотом» распоряжается командир, заместитель командира и казначей клана. Новый клан, желающий вступить в бои за территорию, должен подать заявку на десантирование в одной из множества доступных для этого зон, после чего ему предстоит турнир на выбывание от 1/32 до финала, в котором нападающий клан должен будет сражаться с обладателями этой территории.
С патчем 0.6.4 глобальная карта была расширена примерно до 800 провинций за счет добавления Северной Африки, Ближнего Востока и всей территории СССР. В дальнейшем карта будет продолжать расширяться за счет остальной части мира вплоть до Антарктиды.
С патчем 0.7.4 для обычного режима игры «Случайный бой» были введены два новых сценария: «Штурм» и «Встречный бой».
Игровая валюта
Игровая валюта в «World of Tanks» делится на «кредиты» и «золото». «Кредиты» начисляется за проведённые игроком бои, причём вознаграждаются как победа команды в целом, так и индивидуальные достижения игроков; «золото» может быть приобретено за реальные деньги.Некоторые возможности игры становятся доступными только при условии оплаты «золотом»:
- покупка премиум-аккаунта с увеличенным получением игровых денег и опыта;
- создание взвода из трёх игроков, роты и клана;
- покупка премиум-танков;
- покупка дополнительного места для техники в ангаре;
- покупка дополнительного места для экипажа в казарме;
- покупка некоторых видов снарядов;
- покупка некоторых видов расходных материалов;
- единомоментное обучение члена экипажа до максимального уровня основного навыка;
- перевод очков опыта конкретного танка в очки «свободного» опыта, которые могут быть использованы для развития любого танка;
- возможность нанесения на танк камуфляжной раскраски на неограниченный срок;
- возможность демонтажа несъемного оборудования.
Приобретение премиум-аккаунта обеспечивает 50 % прибавку к получению игровых денег и опыта в каждом бою, что позволяет сэкономить время и быстрее достичь высоких уровней в любой ветке развития; в будущем разработчики планируют вводить и другие, пока не объявленные дополнительные возможности.
За «золото» можно приобрести ряд «премиум-танков», приносящих бо?льшее количество «кредитов» за бой, и, как правило, более дешёвых в ремонте, чем аналогичные бесплатные танки. Разработчики игры заявляют, что премиум-танки не являются всепобеждающими «убермашинами» на поле боя, «за реальные деньги нельзя получить какие-нибудь сверхважные бонусы» и «платные услуги не дают серьёзных преимуществ в битвах; важнее всего прямые руки и тактическое мышление».
Бронетехника в игре
В игре представлено более 150 видов танков и самоходных орудий, эксплуатировавшихся либо разрабатывавшихся в СССР, Третьем рейхе, США, Франции и Китае; в будущем планируется также представить технику других стран. По некоторым сведениям, следующими на очереди будут британские и японские боевые машины. В целом игра охватывает историю танкостроения c 30-х по 50-е годы XX века.
Следует отметить, что в игре присутствуют как танки, реально участвовавшие в боевых действиях, так и экспериментальные модели, существовавшие лишь на чертежах или в прототипах (одним из примеров служит сверхтяжёлый танк «Маус»,который был произведён всего в двух экземплярах); кроме того, допускаются неаутентичные модификации боевой техники — пушки, башни, двигатели и т.д., в реальности никогда на данный танк не устанавливавшиеся.
Представленная в игре бронетехника условно делится на пять классов (лёгкие, средние и тяжелые танки, а также противотанковые и гаубичные САУ) и 10 уровней.
Источники информации:
1) Википедия — World of Tanks;
2) World of Tanks — сайт игры;
3) Wiki WOT — wiki-энциклопедия игры World of Tanks.
Дополнительно от Генон:
1) Что такое танк?
2) Какой самый дорогой танк в мире?