Давление в шинах автомобиля — это количество воздуха, которое измеряется в килограммах на сантиметр квадратный, то есть — сколько кг воздуха приходится на 1 см² шины.
Какое давление должно быть в шинах автомобиля?
Многие автомобилисты заблуждаются, утверждая, что оптимальное давление в шинах указано на самой резине, но это не так. Цифры, указанные на лицевой стороне шины, говорят о максимально допустимом давлении и уж никак не о рекомендуемом давлении.
Рекомендованное (правильное) давление производители указывают на информационных табличках, которые, как правило, приклеены на торцах дверей автомобиля или в районе бардачка, а также в руководстве по эксплуатации. Для каждого автомобиля оно разнится в зависимости от типажа и размера установленных на авто шин.
Правильное давление в шинах — прежде всего залог личной безопасности, и уже вторым пунктом — экономия денежных средств. Если давление в шинах ниже нормы, то с одной стороны, это дает возможность увеличить пятно контакта колеса с дорогой и обеспечить лучшее сцепление с ней, благодаря чему автомобиль увереннее ведет себя на дороге и не пробуксовывает. Но с другой стороны, такая эксплуатация приводит к перегреву шин, а это уже чревато их быстрым износом. Еще одним негативным последствием может быть деформация шины и, соответственно, она уже не сможет выдерживать необходимое давление. В случае, когда давление в шинах автомобиля существенно занижено, это может привести к разбортировке колеса даже во время движения. Но и это не самое страшное. Пониженное давление может привести даже к аварии автомобиля. Если в шине пониженное давление, то при повороте ее боковой крен значительно увеличивается. А это уже может привести к потере управления и заносу автомобиля. Что касается износа, то при уменьшении давления от требуемого на 20%, ресурс шины уменьшается в три раза и, соответственно, увеличивает затраты на эксплуатацию автомобиля.
Если же шины перекачаны, то это также ни к чему хорошему не приведет. Конечно, расход топлива незначительно уменьшится, но ведь перекачанные шины намного жестче, то есть они не будут исполнять одну из своих функций — гашение вибрации и ударов от неровности дороги. Таким образом, все это будет направлено на подвеску автомобиля, что приведет к ее частым поломкам. Нагрузки на подвеску становятся намного больше, причем не только на амортизаторы, но и на шаровые опоры и рулевое управление. Перекаченным шинам свойственно уменьшенное пятно контакта, что существенно уменьшает сцепление автомобиля с дорогой. При прохождении поворота на большой скорости управление стает намного хуже, что может привести к аварийной ситуации. Еще одним неудобством перекачанных покрышек является повышенная шумность в салоне, которая возникает в результате вибрации подвески и элементов кузова.
Контроль давления в шинах необходимо проводить хотя бы раз в две недели, тогда колеса практически всегда будут накачаны и соответствовать требованиям. Замерять давление нужно только до начала поездки, ведь при езде, из-за трения, покрышка нагревается, а это приводит к повышению давления. Таким образом, показатели давления будут искажены из-за высокой температуры.
Контроль обязателен еще и по той причине, что в колесах может быть абсолютно разное давление. При сильном перепаде колеса ведут себя на дороге совершенно по-другому и управление становится намного труднее. Заносы автомобиля очень часто случаются не только от езды на высокой скорости, но и от неправильно отрегулированного давления в шинах.
При эксплуатации автомобиля также необходимо учитывать погодные и климатические условия. Например, давление в шинах зимой немного ниже из-за низкой температуры воздуха. Для того, чтобы это немного компенсировать, в зимний период можно на 0,2 атмосферы перекачать колеса.
Чем измерить давление в шинах?
Измеряется давление в автомобильных шинах манометрами, которые бывают разные, среди них:
- стрелочные, в основе которых лежит манометрическая пружина;
- механические с цилиндрической пружиной;
- электронные с цифровым экраном.
Стрелочный манометр (механический). Этот вид манометров наиболее распространенный, он был изобретен раньше остальных, имеет довольно простое устройство и стоит недорого. Он состоит из: корпуса, циферблата, стрелки, штуцера, а также трибко-секторного механизма и трубчатой пружины или мембраны в зависимости от модели и предназначения. Стрелочный манометр также может быть оборудован дополнительными кнопками, (спуск воздуха, сбивание полученного результата).
Плюсы: приемлемая цена, простота измерения, достаточно точны.
Минусы: боятся влаги, менее точны по сравнению с другими манометрами, чтобы получить точные данные необходимо выполнять 2-3 замера, иногда сложный для восприятия циферблат. Следует отметить тот факт, что точность механических манометров снижается с приближением верхней границы диапазона в котором производится измерение.
Реечный манометр. Не очень популярен по сравнению со стрелочными аналогами, однако, все же встречаются в продаже и автоиндустрии. Реечный манометр похож на шариковую ручку, давление измеряется при помощи пружины цилиндрической формы.
Плюсы: простая конструкция, надежный, доступная цена.
Минусы: хрупкая конструкция, в некоторых случаях неудобен в эксплуатации.
Электронный манометр. Отличается высокой точностью, простотой эксплуатации, а также компактными размерами и своей многофункциональностью. Кроме того, он оснащен ЖК-экраном, поэтому его показания будут понятны любому современному автомобилисту.
Плюсы: удобен в эксплуатации, обладает высокой точностью, многофункционален.
Минусы: большая цена, температурозависимый, не стойкий к ударам, корпус чаще всего пластиковый поэтому довольно хрупкий.
В чем измеряется давление в шинах?
В России принято указывать рекомендованное давление в автошинах в атмосферах (килограммы на квадратный сантиметр — kg/cm2). На некоторых американских автомобилях в инструкции указано давление в PSI — это фунты на квадратный дюйм (англ. pound per square inch). Их легко пересчитать в более понятную нам единицу — атмосферу (atm) или практически равную атмосфере единицу — бар (bar) по следующей формуле:
1 psi = 0.068 atm.
или наоборот:
1 atm = 14.706 psi.
Если, к примеру, указано рекомендуемое давление 29 PSI, то нужно разделить его на 14.706:
atm = 29 / 14.706 = 1.972 ≈ 2 atm.
Также давление в легковых шинах может измеряться в килопаскалях (kPa). Переводятся в атмосферу или в psi килопаскали по следующим формулам:
· 1kPa = 6.89476 psi;
· 1 atm = 101.325 kPa.
Как правило, в килопаскалях указывают не рекомендуемое, а максимально допустимое давление в колесе (MAX PRESSURE), указанное в маркировке автомашины.
Таблица давлений в шинах
Для удобства пересчета из PSI в атмосферы (atm), бары (bar) и килопаскали (kPa), можно воспользоваться сводной таблицей давлений в автомобильных шинах:
Давление в psi
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
в kPa
|
138
|
145
|
152
|
159
|
165
|
172
|
179
|
186
|
193
|
200
|
207
|
214
|
221
|
228
|
234
|
241
|
248
|
255
|
262
|
269
|
в atm (bar)
|
1.4
|
1.4
|
1.5
|
1.6
|
1.6
|
1.7
|
1.8
|
1.8
|
1.9
|
2.0
|
2.0
|
2.1
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
2.4
|
2.4
|
2.5
|
2.6
|
2.7
|
Давление в psi
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
58
|
59
|
в kPa
|
276
|
283
|
290
|
296
|
303
|
310
|
317
|
324
|
331
|
338
|
345
|
352
|
358
|
365
|
372
|
379
|
386
|
393
|
400
|
407
|
в atm (bar)
|
2.7
|
2.8
|
2.9
|
2.9
|
3.0
|
3.0
|
3.1
|
3.2
|
3.3
|
3.3
|
3.4
|
3.5
|
3.5
|
3.6
|
3.7
|
3.7
|
3.8
|
3.9
|
3.9
|
4.0
|
Источники информации: