Многим памятен один из персонажей фильма "Место встречи изменить нельзя" – автобус по прозвищу "Фердинанд". Несмотря на поразительное сходство с ЗИС-8, к сожалению, этот автобус отлично сделанная специально для съемок копия легендарной машины ЗИС-8, какое-то время еще и после съемок картины находившаяся в подмосковном Калининграде (ныне Королёв).
Автобус в общих чертах напоминает серийные машины “ЗИС-8”, выпускавшиеся в предвоенные годы, но собран он на шасси от обычного грузовика “ЗИС-5”, а не на удлиненной раме, — говорится в поясниях замдиректора музея Мосгортранса Михаил Егоров. — Поэтому пропорции нарушены, да и кузов у “Фердинанда” (так его окрестили в фильме якобы за сходство с немецкой самоходкой. — А.Д.) не “родной”. Он даже по размерам отличается от тех, что были у настоящих “ЗИС-8”, не говоря уж о деталях пассажирского салона. Эту “киношную” машину сделали по заявке “Мосфильма” на московском заводе “Аремкуз”. М.Егорову удалось обнаружить в заводских документах, относящихся к началу 1960-х годов, странную запись в графе об учете выпущенной продукции: “ЗИЛ-8” — 1 штука”. Ну замена буквы в названии понятна — “сталинские” названия повсюду искоренялись. Остается другой вопрос: к тому времени прошло уже больше 15 лет, как такие машины были сняты с эксплуатации, так кому же мог понадобиться “ископаемый” автобус? Только киностудии для съемок фильмов “про старину”. А позднее эта машина и прославилась, попав в сериал “Место встречи изменить нельзя”.
Почему в фильме снимали ЗИЛ-8 (специально заказанную копию ЗИС-8 )?
Всего было выпущено 547 машин и к этому времени не смогли найти оригинал.
В связи с реконструкцией Завода имени Сталина во второй половине 1936 г. выпуск автобусов ЗИС-8 был прекращен. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова, монтируя их на шасси грузовиков. Такое производство имело стихийный характер и не контролировалось. Часто собранные этими предприятиями машины не имели какого-либо обозначения. Некоторые заводы старались усовершенствовать конструкцию ЗИС-8. Таким образом, в Туле, Калуге и Ленинграде выпускались машины с кузовом, более обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗИСа. 2-м авторемонтным заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936-го г. было освоено производство автобусов АЛ-2 с колёсной формулой 6х2, использовавших удлинённую раму ЗИС-8. Кузовной отдел НАТИ (ныне - НАМИ) в 1935 г. спроектировал и построил автобус для курортов на шасси ЗИС-8.
К концу 1970-х гг. "живых" ЗИС-8 на территории СССР практически не осталось. По обрывочным сведениям, из разных источников, в 80-х гг. ЗИС-8 видели в Турции, райцентре Фирово Калининской области, в хозяйстве театра им. Волкова в Ярославле. Похоже, до сегодняшнего дня не сохранилась ни одна машина, правда в Москве чудом уцелела рама от ЗИС-8. Однако, учитывая просторы нашей страны, все может быть, и, возможно, мы еще увидим ЗИС-8 не только на картинках.
Фото и характеристики автобуса ЗИС-8 моно посмотреть по этим ссылкам
www.autoretro.com.ua - Все о ретро автомобилях.
www.omnibus.ru -сайт пассажирското транспорта Москвы
Немного из истории.
ЗИС-8 – городской автобус на удлинённом шасси грузовика ЗИС-5. В отличие от своего предшественника АМО-4, от которого ЗИС-8 сохранил форму кузова, новый автобус получил увеличенный (105 л. вместо прежних 60 л.) топливный бак и 12-вольтовую систему электрооборудования. Кузов автобуса с деревянным каркасом и металлической обшивкой был построен по проекту начальника кузовного цеха ЗИСа И.Ф.Германа. В противовес принятой тогда кустарной практике изготовления деревянного каркаса в виде неразборной клетки Герман предложил для ЗИС-8 делать «подсобранные» элементы каркаса, а затем из них – целый узел. Такое решение во много раз упростило и удешевило сборку.
Характеристика наиболее распространенных упругих элементов подвески – рессор, пружин или торсионов – такова, что их жёсткость в зависимости от нагрузки не меняется. Поэтому переполненный пассажирами ЗИС-8 с рессорной подвеской шел по дороге довольно плавно, пустую же машину бросало на неровностях дороги, словно лодку на волнах.
Автобусы ЗИС-8 были первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 г. партия из 16 машин "ушла" в Турцию, куда чуть раньше прибыла и первая партия советских экспортных грузовых автомобилей – 100 грузовиков ЗИС-5.
------------------------
Источник:
www.autoretro.com.ua - Все о ретро автомобилях
www.mosbus.ru- сайт Московский автобус
www.autoussr.ru - сайт Автомобили СССР
Это интересно:
mashina.net.ru - Словарь автотерминов
genon.ru - Где скачать бесплатно книги Ю.Гейко Автоликбез и Как за рулем и выжить, и удовольствие получить
genon.ru - Где найти статьи по истории тюнинга?